Трудовой кодекс дополнительные выплаты

Проверьте себя: какие гарантии и компенсации полагаются вашим работникам

Гарантии и компенсации в трудовом праве (ст. 164 ТК РФ)

Гарантии — это способ обеспечения реализации работниками своих прав в сфере социально-трудовых отношений.

Компенсации — это денежные выплаты, цель которых заключается в возмещении работнику тех затрат, которые он понес при осуществлении своих трудовых обязанностей.

Гарантии и компенсации в трудовых отношениях подразделяются на общие (при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие) и специальные, которые выплачиваются в случае:

  • направления в командировку;
  • переезда в другой город с работодателем;
  • исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • совмещения работы с обучением в образовательных учреждениях;
  • расторжения трудового договора не по вине работника и т. д.

Нормативная база

Основным документом, регламентирующим порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций, является Трудовой кодекс РФ:

Следует различать гарантийные выплаты и доплаты. Гарантийными выплатами признаются те, которые обеспечивают получение работником среднемесячного заработка, когда он не выполнял своих должностных обязанностей по независящим от него причинам, признанным трудовым законодательством уважительными:

  • уход в отпуск;
  • расторжение трудового договора по соглашению сторон, либо по сокращению;
  • вынужденный прогул по решению комиссии по трудовым спорам (начисление среднемесячного заработка);
  • приостановление работы из-за задержки зарплаты (сохраняется среднемесячный заработок);
  • сдача крови (сохраняется среднемесячная зарплата в лень сдачи и в дни отдыха).

Доплаты же представляют собой дополнительные отчисления, которые призваны сохранить среднестатистический заработок сотрудника, который хоть и выполнял свои трудовые функции, но не в полном объеме (в силу установленных законом или договором причин):

  • сотрудник не выполнил норму труда, изготовил брак или был в простое не по своей вине;
  • работник не достиг 18 лет и работает неполный рабочий день;
  • сотрудница имеет ребенка до полутора лет и ей необходимы перерывы для кормления;
  • работникам необходимы дополнительные перерывы для обогрева и отдыха в силу особых условий труда и др.
  • выплаты, которые входят в состав заработной платы и компенсируют дополнительные затраты собственного труда (сверхурочные, работа в выходные или ночью);
  • денежные средства, выплачиваемые за ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает установленные 28 календарных дней (абз. 1 ст. 126 ТК РФ );
  • сумма, которая представляет собой материальную ответственность работодателя за задержку зарплаты ( ст. 236 ТК РФ ).

Нормы ТК РФ устанавливают следующие виды выплат компенсаций:

  • при направлении работника в служебную командировку;
  • в случае, если характер работы предполагает разъездной, экспедиционный характер;
  • при переезде с работодателем в другую местность;
  • выходное пособие в случае получения травмы или профзаболевания на производстве;
  • при направлении работодателем на повышение квалификации, дополнительное обучение;
  • возмещение расходов при использовании работником своего личного имущества.

Действующее законодательство устанавливает лишь минимальный размер компенсаций, который работодатели могут увеличивать в коллективном/трудовом договоре либо других локальных актах организации.

В качестве примера рассмотрим одну категорию граждан, получающих льготы.

Социальные гарантии и компенсации военнослужащим по контракту

Поскольку военнослужащие традиционно являются одной из самых привелигированных социальных групп в нашей стране, то перечень гарантий, которые предоставляет для них государство, весьма обширен.

  1. Право на труд:
    • возможность повышать свое звание и должность;
    • возможность повышать квалификацию на спецкурсах;
    • корреляция заработной платы в зависимости от звания и квалификации;
    • учитывание воинской службы в трудовом стаже.
  2. Денежные выплаты:
    • премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (до трех окладов за год) и ежегодная матпомощь (минимум один оклад);
    • разовая выплата в случае назначения в другую местность (один оклад — военнослужащему и 25 % от суммы — каждому члену семьи);
    • после выхода на пенсию также полагаются разовые выплаты: при выслуге до 20 лет пособие составит два оклада, больше 20 лет — семь окладов.
  3. Дополнительные гарантии:
    • бесплатное медицинское обслуживание военнослужащего и членов его семьи в военных санаториях и госпиталях;
    • выдача продовольственного пайка по месту несения службы;
    • компенсация проезда к новому месту службы, командировки или проведения отпуска — один раз в год.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Другие публикации:  Договор купли-продажи в казахстане

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— оклада за классный чин;

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Другие публикации:  Договор купли продажи нежилого помещения в долевую собственность

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Надбавки и доплаты: порядок применения

На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.

Доплаты и надбавки — дополнительные выплаты сотрудникам, которые начисляются им помимо заработной платы и включаются в систему оплаты труда.

Под надбавками, как правило, понимают выплаты стимулирующего характера, которые начисляются за конкретные заслуги или характеристики работника. Назначение таких надбавок — вознаградить сотрудников за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше.

Тем не менее существуют надбавки, которые не вписываются в указанное определение и носят скорее компенсационный характер. Они призваны сократить текучесть кадров на работах с особыми условиями труда.

Надбавки, как правило, не связаны с возложением на работника дополнительных обязанностей, помимо тех, что предусмотрены трудовым договором.

На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.

Например, стимулирующие надбавки могут выплачиваться за выслугу лет (стаж работы), за классность водителям, за профессиональное мастерство, за ученую степень или звание, за продолжительность непрерывной работы и т. п.

Примером компенсационной надбавки может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 315–317 ТК РФ), а также надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ).

Доплата — это обычно выплата компенсационного характера. Ее начисляют за повышенную интенсивность труда или работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Например, доплата устанавливается за работу в выходные и праздничные дни (ст. 149, 153 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях труда (ст. 147 ТК РФ).

ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ

Не все надбавки и доплаты обладают одинаковым статусом. Некоторые из них должны выплачиваться обязательно, причем в строго установленном законом размере.

Но есть и такие, которые организация вправе вводить самостоятельно и определять их размер на свое усмотрение.

Обязательны, как правило, надбавки и доплаты, которые связаны с особыми условиями труда, неблагоприятными факторами производства.

Согласно ст. 135 ТК РФ стимулирующие выплаты — премии, доплаты и надбавки, не установленные на законодательном уровне, работодатель может устанавливать самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Например, стимулирующие надбавки в процентах от установленного оклада могут быть закреплены как в локальных актах организации (например, в положении о материальном и моральном поощрении), так и в коллективном договоре.

Кроме того, надбавки и доплаты, действующие в компании, должны найти отражение в тексте трудового договора с работником, поскольку размер зарплаты (в том числе размер надбавок, доплат, премий) является обязательным условием трудового договора (абзац 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) — хотя бы в виде отсылочного условия.

Таким образом, порядок и условия выплаты надбавок, размер которых установлен в процентах от месячного оклада (месячной тарифной ставки), должны быть зафиксированы вышеперечисленными документами.

Как правило, размер надбавки, установленной в процентах от оклада, изменяется в случае изменения месячного оклада (месячной тарифной ставки).

Выплата надбавок и доплат не приостанавливается на время очередного отпуска, командировки и в других случаях, когда за работником сохраняется средний заработок.

ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ ПРИ СУММИРОВАННОМ УЧЕТЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Суммированный учет рабочего времени — фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности. При этом учет рабочего времени в отличие от нормального допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. То есть выполнение нормы труда обеспечивается не за неделю, а за более длительный период (месяц, квартал, год).

Введение суммированного учета в организации предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, квартал, год);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Определение нормы рабочего времени осуществляется на основании производственного календаря (или производственного табеля-календаря).

Рассмотрим алгоритм начисления надбавки при суммированном учете рабочего времени на конкретном примере.

Пример

Сотруднику организации установлен месячный оклад в размере 20 000 руб. и надбавка за стаж работы 5 % от оклада при суммированном учете рабочего времени. Учетным периодом является квартал. Допустим, за квартал сотрудником отработано 460 ч при норме по производственному календарю 447 ч за учетный период (квартал).

Количество сверхурочных часов составит:

Иными словами, переработка за квартал определяется разницей между фактически отработанным временем и нормой рабочего времени за учетный период.

Определим среднечасовую тарифную ставку путем деления суммы окладов с учетом процентной надбавки за все месяцы квартала на нормальное количество рабочих часов в этом учетном периоде:

((20 000 + 20 000 × 5 %) × 3) / 447 ч = 140 руб. 93 коп.

Сверхурочная работа (с учетом соответствующей доплаты) должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере часовой тарифной ставки, за последующие часы — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Доплата (за сверхурочные или переработку) рассчитывается следующим образом:

140,93 руб. × 2 ч × 1,5 + 140,93 руб. × 11 ч Ч 2 = 422,79 руб. + 3 100,46 руб. = 3 523 руб. 25 коп.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В ст. 135 ТК РФ сказано, что система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами. Для работников государственных и муниципальных учреждений необходимо учитывать нормы ст. 144 ТК РФ.

Согласно вышеназванным нормам Трудового кодекса РФ недостаточно указать размеры надбавок и доплат только в штатном расписании и в приказах о приеме на работу. Чтобы данные выплаты были включены в систему оплаты труда, они обязательно должны быть урегулированы на локальном уровне.

Е. Н. Селянина,
аудитор

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2011.

Дополнительная заработная плата

Согласно трудовому законодательству на территории России предусмотрена возможность выплаты дополнительной заработной платы в зависимости от условий труда, например, за совмещение должностей или выполнение иной деятельности в рамках полномочий работника.

ТК РФ предусматривает возможность выплаты:

  1. Основной зарплаты, которая выплачивается работнику за исполнение своих профессиональных обязанностей. Чаще всего под основной заработной платой понимается оклад работника предприятия, который прописан в трудовом или коллективном договоре между ним и непосредственным руководством.
  2. Дополнительной заработной платы, которая предоставляется работнику в качестве поощрения, например, премиальные отчисления или при переработке установленных нормативов. Иногда под дополнительной зарплатой понимаются различные надбавки, в том числе, социальные выплаты, выплаты за вредность или материальная помощь при какой-либо трагической ситуации.
Другие публикации:  Регистрация новорожденных детей по месту жительства

Дополнительные выплаты принципиально отличаются от основной зарплаты, так как она требует иного оформления и имеет свои нюансы начисления. Например, премия может быть фиксированной, а может составлять какой-либо процент от получаемой зарплаты, поэтому такие перечисления будут варьироваться в зависимости от занятости гражданина и наличия его на рабочем месте.

Дополнительная зарплата может носить разный характер и формироваться различными способами, в зависимости от того, какой именно способ вознаграждения установлен на предприятии.

Дополнительные выплаты можно разделить на несколько объемных категорий:

  1. Повременная допзарплата. Данный вид доплаты характеризуется особым способом ее назначения. На нее влияет количество отрабатываемых работником часов, вне зависимости от объема выполненной работы. В таком случае при соблюдении временных норм работник получит полный размер премиальных выплат, однако если сотрудник по какой-либо причине оформлял отпуск без содержания или брал отгулы, то и выплата может серьезно уменьшится.
  2. Прямая система дополнительных выплат. Она характеризуется количеством выполненной работы, например, изготовлением каких-либо изделий на производстве или оказанием услуг населению по установленному на предприятии плану. Если по каким-либо причинам работник не справился с планом, то размер дополнительной выплаты может быть снижет пропорционально недостающих единиц либо урезан совсем.
  3. Сдельно-премиальная система. Она характеризуется перевыполнением установленного на предприятии плана с соблюдением всех норм производства, то есть без допущения брака, кроме установленного процента на предприятии.
  4. Сдельно-прогрессивная система дополнительных зарплат. Она характерна для тех организаций, где работникам предоставляются премиальные выплаты за выработку установленного количества единиц товара или услуг.
  5. Косвенно-сдельная доплата. Она назначается различным руководителям местного звена за соблюдение норм производственной массы всеми работниками, то есть при хорошей выработке персонала их непосредственный начальник получает процент от товарооборота продукции.
  6. Аккордный вид дополнительной зарплаты. Такой вид выплат производится работникам, которые выполнили какое-либо дополнительное задание или поручение от руководства организации.

Дополнительная зарплата – определенная сумма вознаграждения работников организации за выработку, выполнение определенных заданий, а также в случае необходимости перечисления ему надбавки за выслугу лет и по иным, установленным законом, основаниям.

Отличия дополнительной заработной платы от основной

Основная заработная плата – фиксированный или плавающий размер выплат, который предоставляется работнику за исполнение своих должностных обязанностей на достойном уровне. Размер выплат чаще всего прописывается в коллективном или трудовом договоре и подлежит изменению в случае повышения или понижения работника в должности, а также при индексации размера заработных плат.

Незаконное и безосновательное уменьшение выплат основных зарплат сотрудникам учреждений частного и государственного вида не допускается.

Основная зарплата может быть представлена в виде:

  1. Оклада, который является определенной и фиксированной суммой. Она прописана как в трудовом договоре, так и в штатном расписании сотрудников. Предоставляется за отработку положенного количества часов в полном объеме.
  2. Тарифной ставки, которая выражается в стоимости часа работы сотрудника организации. Чаще всего такой способ оплаты используется при ненормированном рабочем дне, так как в один день сотрудник может отработать 4 часа, а в другой – 18.

Размер основной зарплаты по тарифной ставке определяется специальной формулой:

Стоимость Тарифной ставки×Кол-во отработанных часов=Основная ЗП

По истечении месяца все часы подсчитываются и напрямую влияют на размер получаемой сотрудником заработной платы. В таком случае зарплата не является фиксированной и полностью зависит от времени труда работника на предприятии.

Что касается дополнительной зарплаты, то она представляет собой различные меры руководительской поддержки работников за:

  • особые условия труда;
  • вредность производства;
  • опасность для жизни и здоровья во время исполнения обязанностей;
  • сверхурочные часы выполнения работы;
  • различные позитивные изменения организации при непосредственном влиянии сотрудника, например, при заключении серьезного договора с инвесторами, и т.д.

Дополнительные зарплатные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, например, в случае вредных условий труда, либо локальными нормативными актами предприятия – за заключение дорогостоящей сделки.

Список дополнительных выплат к ЗП

Дополнительные выплаты одновременно регламентируются и не регламентируются законодательством, так как в одном случае, например, премии, законодатель указывает, что работодатель имеет право применять или не применять на предприятии такие поощрительные меры, а в другом – работодатель обязан начислять различные надбавки, например, за вредное производство.

Все возможные надбавки прописаны в ТК РФ, однако не все из них обязательны к исполнению в том виде, в котором они указаны.

Надбавки начисляются в случае:

  1. Осуществления труда на вредном и опасном для жизни и здоровья производстве, в соответствии со ст. 147 ТК РФ таким работникам положена надбавка в размере 4% от размера основной заработной платы.
  2. Работы в тяжелых климатических условиях, в том числе, в районах Крайнего Севера, Сибири, на Дальнем Востоке и т.д. В каждом регионе установлена своя надбавка за работу, но выплаты регламентируются в соответствии со ст. 148 ТК РФ.
  3. Осуществления трудовой деятельности сверхурочно. Так в соответствии со ст. 152 ТК РФ первые два часа исполнения работы после истечения установленного времени исполнения обязанностей устанавливаются на отметке полутора ставок за час работы, а за часы, превышающие эту норму, — в двойном размере.
  4. Осуществления труда в свои выходные и праздники, если работник не осуществляет трудовую деятельность посменно. В соответствии со ст. 153 ТК РФ, такому сотруднику полагается оплата трудового дня в удвоенном размере.
  5. Осуществления труда в ночное время. В рамках ст. 96 ТК РФ, время работы с 22 до 6 часов оплачиваются по увеличенной ставке, не менее чем на 20%.
  6. Совмещения должностей или выполнения работы за временно отсутствующего сотрудника организации, в соответствии со ст. 151 ТК РФ, оплата такого труда обговаривается индивидуально между работником и работодателем, о чем заключается соглашение.

Дополнительная зарплата всегда должна быть предусмотрена трудовым или коллективным договором, так как в случае ее отсутствия работодатель имеет право не выплачивать премиальные. Но такое положение незаконно, если работник осуществляет труд на опасных производствах, в негативных климатических условиях, при ненормированном рабочем дне и т.д.

Компенсации как дополнительная ЗП

Компенсационные выплаты – одна из составляющих дополнительной зарплаты, так как они регламентируются трудовым законодательством и обязательны к исполнению, но не входят в перечень основного дохода работника.

К компенсационным выплатам относятся следующие категории денежных перечислений:

  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, а равно и компенсация при желании работника заменить часть отпуска денежными выплатами, но такое предполагается в случае, если работнику предоставляется отпуск дольше, чем того требует законодательство;
  • выплаты ввиду временной нетрудоспособности работника, в том числе, в случае длительной и затяжной болезни;
  • перечисления за время, потраченное на прохождение диспансеризации на предприятии;
  • выплаты в период декретного отпуска;
  • оплата простоя, который не связан с виной работника;
  • компенсация за задержку заработной платы;
  • выходное пособие при увольнении по сокращению или при ликвидации организации;
  • компенсирующие выплаты, связанные с особыми условиями труда.

Все выплаты регламентируются трудовым законодательством, поэтому несоблюдение установленных норм преследуется по закону и может быть наказано в рамках административного, гражданского и уголовного законодательств.

Стимулирующие выплаты

Стимулирующие выплаты не устанавливаются трудовым законодательством, так как решение об их назначении принимается руководством организации. Однако в случае, если такие выплаты прописаны в трудовом или коллективном договоре, то они становятся обязательными для исполнения.

К стимулирующим выплатам можно отнести:

  • премии, назначаемые по любым основаниям тем работникам, которые каким-либо образом проявили себя во время исполнения трудовых обязанностей;
  • материальная помощь сотрудникам организации, например, при рождении детей, которая назначается руководством и выплачивается из бюджета организации;
  • доплаты за различные идеи и их реализацию, разработку каких-либо проектов и прочей деятельности, которая позитивно сказывается на предприятии;
  • поощрения работников по поводу профессиональных праздников и прочее.

К стимулирующим выплатам относятся и поощрения активных работников по итогам года, чаще всего такие довольствия называют тринадцатой зарплатой. Несмотря на такое название, данная категория денежных средств является стимулирующей выплатой.

Расчет и выплаты дополнительной ЗП

Выплата дополнительной зарплаты осуществляется одновременно с передачей средств по основному окладу или тарифной ставке, однако ее расчет требует учета всех возможных обстоятельств назначения дополнительных выплат конкретному работнику.

Например, Иванов А.Б. работает на вредном предприятии длительное время. Его оклад составляет 62 000 рублей, норма работы составляет 120 часов в месяц. При этом за каждый час переработки полагается премия в размере 0,5% от размера оклада работника. В течение месяца Иванов отработал 32 ночных часа с 22 часов ночи до 6 часов утра, а также 101 час дневных смен.

Исходя из вышесказанного, можно просчитать размер его зарплаты в текущем месяце:

Читайте так же:

  • Как проходит растаможка грузов «Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг Таможенное оформление груза, или в обиходе «растаможка» груза, потребуется, если вы вывозите груз за границу или намерены ввезти что-то из другой страны в Россию. Для таможенного […]
  • Налог на имущество на упрощенке Налог на имущество при УСН в 2018 году Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей, а также организации от уплаты некоторых налогов. Это касается и налога на имущество при УСН в 2018 году. Тем не менее, существуют некоторые важные исключения, о которых вы сможете узнать, […]
  • 2 ндфл на гражданство рф Справка о доходах для желающих получить гражданство РФ в 2019 году Желающих получить гражданство Российской Федерации с каждым годом становится все больше, и правила его оформления, если и упрощаются, то не для всех категорий заявителей. Лицам, которые не проходят ни по одному из […]
  • Административный день заявление образец Что такое административный отпуск и кому он полагается Кому и в каком размере может предоставляться В соответствии со ст. 128 ТК РФ, дни отдыха без сохранения зарплаты могут предоставляться по семейным или иным уважительным причинам, перечень которых не установлен. На практике к таким […]
  • Гражданство за особые заслуги перед рф Порядок получения гражданства РФ Некоторые иностранцы, прибывая в Россию, изъявляют желание стать полноправными гражданами этой страны. Особенно это необходимо беженцам и иммигрантам из стран СНГ для трудоустройства. Чтобы получить заветный паспорт необходимо изучить вопрос о том, как […]
  • Бессрочная лицензия на программное обеспечение это Лицензионный договор на программное обеспечение (образец) Лицензия на использование программ для ЭВМ: сущность, виды В соответствии с п. 1 ст. 1286 ГК РФ лицензионный договор — это соглашение о предоставлении прав на использование произведения (в данном случае компьютерной программы) […]