Пошлина сбор за собранные в лесу ягоды

В России узаконят сбор грибов, ягод и орехов на продажу

Госдума* планирует рассмотреть законопроект, легализующий торговлю собранными в лесу ягодами, орехами, грибами и лекарственными травами. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на заявление председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, которое он сделал на Национальном лесном форуме.

По действующим правилам, продавать можно только то, что было собрано на арендованном для этого лесном участке. Это сказано в п. 4 ст. 32 Лесного кодекса. Не соблюдающим закон могут вменить нарушение ч. 2 и 3 ст. 8.26 КоАП («самовольное использование лесов, уничтожение лесных ресурсов»). Максимальный штраф — 1000 рублей.

Издание «Советы грибника» отмечает, что к ответственности иногда привлекают даже тех, кто собирает грибы для себя:

«Если тщательно соблюдать правила сбора (то есть не заходить в заповедники и не конфликтовать с Красной книгой), никто не имеет права привлекать любителей «тихой охоты» к ответственности. Однако надо иметь в виду, что лесники всё же могут «по беспределу» составить на вас протокол — и тогда для защиты своих прав вам придётся обращаться в природоохранную прокуратуру».

«Нужно снять искусственные барьеры и дать возможность людям зарабатывать на традиционных видах деятельности», — считает Николаев.

Это уже не первая попытка легализовать сбор даров леса на продажу. Бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачёв предлагал для этого ввести лицензии вроде охотничьих. Назывались даже суммы: на сбор грибов лицензия могла бы стоить 6000 рублей за сезон, на сбор ягод — 4500 рублей.

Напомним, весной в России приняли закон, разрешающий сбор валежника для личных нужд.

*Орган власти, оправдывающий сексуальные домогательства.

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Сбор ягод и грибов: есть ли налог?

Уже с апреля и мая во многих регионах нашей страны любители леса начинают активно собирать первые грибы (сморчки, строчки и др.), а затем и ягоды. И вполне закономерно у многих возникает вопрос, какой законом предусмотрен налог на грибы и ягоды, если их не просто собирать для семейного стола, а продавать? Даём в этой консультации ответ с учётом самых последних разъяснений Минфина России.

Такого налога нет

Сразу скажем, что налог на ягоды и грибы в России действующим налоговым законодательством не предусмотрен. Такого обязательного платежа отечественная налоговая система не предусматривает.

Разумеется, речь идет о налоге на сбор ягод и грибов, которые произвольно произрастают в лесах и иных подходящих для них местах дикой природы. То есть, за продажу заготовленных недикорастущих грибов и ягод придётся платить подоходный налог – НДФЛ. Потому что налицо получение экономической выгоды.

Что говорит лесное законодательство

Отсутствие в России налога на ягоды и грибы в 2018 году, как и ранее, объясняется тем, что по Лесному кодексу РФ граждане имеют право (ч. 1 ст. 11 ЛК РФ):

  • свободно и бесплатно посещать лесные массивы;
  • для личных нужд собирать и заготавливать дикорастущие плоды (например, шиповник, рябина, груша-дичка), ягоды (например, малина, калина, черника), орехи, грибы, другие пригодные для употребления в пищу дары леса, а также недревесные лесные ресурсы.

В свою очередь, пункт 15 статьи 217 Налогового кодекса РФ практически полностью воспроизводить вышеуказанную норму. Он говорит, что полностью освобождены от НДФЛ доходы от продажи заготовленных физическими лицами для собственных нужд дикорастущих:

  • плодов;
  • ягод;
  • орехов;
  • грибов;
  • иных подходящих для еды лесных ресурсов;
  • недревесных лесных ресурсов.

Таким образом, налога на лесные ягоды и грибы нет, если они дикорастущие и возможность их заготовки предусмотрена ЛК РФ.

В дополнение отметим, что соответствующие перечни ягод и грибов в законе отсутствуют. То есть, никаких ограничений по ассортименту заготовок к продаже не существует. К объему реализации лесных грибов и ягод специальных требований в законе тоже нет.

Как быть иностранцам

Не будем забывать, что иностранцы – не налоговые резиденты РФ – тоже не против походов в российский лес за грибами и ягодами для их дальнейшей заготовки, а может и продажи. Есть ли в этом случае налог на собирание грибов и ягод? Минфин отвечает отрицательно: тоже нет (разъяснения от 17.05.2018 № 03-04-06/33394).

Фактически норма п. 15 ст. 217 НК РФ приравнивает отечественных грибников и ягодников к иностранным. Никаких ограничений по её применению лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, не существует.

Пошлина сбор за собранные в лесу ягоды

Журнал «Лесное хозяйство» № 12 от 2008 г.

А. Ю. Григорьев (эксперт российского
представительства Международного
союза охраны природы)
Вряд ли можно встретить гражданина России, который хотя бы раз в своей жизни не ходил в лес собирать грибы или ягоды. Белые и лисички, клюква и черника, лесные земляника и малина — это часть нашей культуры, образа жизни, среды обитания.
Для жителей лесных и сельских поселков грибы и ягоды, орехи и многое другое из растущего в лесу — это неотъемлемая часть традиционных продуктов питания, но и часто весьма важный источник дополнительных доходов.
Из опрошенных весной 2008 года 149 домохозяйств на территории одного из российских национальных парков в Северо-Западном федеральном округе 18% имеют средний ежемесячный доход в 3 тысячи рублей на человека и менее. Две трети опрошенных живут на скромные 3-5 тысяч рублей в месяц. И только у 15% респондентов опроса ежеме-сячных заработок превышает 5 тысяч рублей.
88% опрошенных домохозяйств занимаются сбором грибов и ягод для собственного потребления, а 31% часть из них продают. Причем в группе с низкими доходами (менее 3 тысяч рублей на душу) на продажу собирают ягоды и грибы 52% опрошенных, со средними и высокими доходами — 29%.
60% опрошенных домохозяйств готовы заниматься сбором лесных ягод на продажу, если бы была лучше организована их закупка. Причем среди малообеспеченных хозяйств этот показатель еще выше — 74%. 56% опрошенных домохозяйств также готовы собирать на продажу и грибы.
Проведенный в 2007 году специалистами исследовательского центра ВЦИОМ опрос общественного мнения (проводился по заказу Международного союза охраны природы (МСОП-ГОСЗХГ)) показал, что информация о расположении участков леса, богатых грибами и ягодами, очень интересует всех российских жителей. В этом исследовании приняло участие 1600 человек из 153 населенных пунктов, расположенных на территории 46 субъектов Российской Федерации.
Информация о расположении лесных участков, на которых можно собирать грибы и ягоды, в целом по стране интересовала 51% опрошенных. Это самый высокий показатель общественного интереса среди вопросов, относящихся к лесному хозяйству страны (места рубок и пожаров, передача лесов в аренду, адреса органов управления лесами и охраны природы и т. д.).
В Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах эти сведения интересовали более 60% опрошенных. Примечательно, что самый живой интерес к местам, где можно было бы собирать грибы и ягоды, проявляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь расположение лесных участков, пригодных для сбора недревесных пищевых ресурсов, хотели бы знать 71% опрошенных!
Конечно, свежие, мороженые или консервированные грибы, лесные ягоды и варенье из них можно купить в магазине или на рынке. Но, видимо, для жителей больших городов собранные самостоятельно грибы и ягоды выглядят куда привлекательнее. Итак, исследования показывают, что недревесные пищевые ресурсы, произрастающие в российских лесах, привлекательны для жителей страны не только как необходимые продукты питания, но и как источник дополнительных доходов. Известно, что происходящие в последние деся-тилетия реформы затронули и эту, весьма важную для нас сферу жизни. Особенно серьезные изменения в области регулирования использования пищевых и других недревесных лесных ресурсов связаны с происходящей в последние годы коренной реформой системы управления лесами страны, а также принятием в 2006 году нового Лесного кодекса. В нем впервые на законодательном уровне столь детально представлено регулирование сбора грибов, орехов, ягод и другой продукции леса. И реализация новых требований на практике вызывает немало вопросов.
«ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД» — ЭТО СКОЛЬКО?
Статья 35 нового Лесного кодекса, которая регулирует заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд в основном содержит отсылки на другие статьи закона или нормативно-правовые документы:
«1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.
2. Ограничения заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд могут устанавливаться в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
3. К заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и сбору ими лекарственных растений для собственных нужд не применяются части 1, 3 и 4 статьи 34 настоящего Кодекса.
4. Порядок заготовки гражданами п
ищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации».
Из этой статьи гражданам будет весьма сложно понять, что же все-таки можно? Некоторую определенность может внести знакомство со статьей 11 Лесного кодекса, которая регламентирует пребывание граждан в лесах:
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых
лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
В разделах 4, 5 и 6 статьи 11 говорится, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено или запрещено на землях обороны, особо охраняемых природных территорий или в соответствии с другими федеральными законами. Пребывание граждан в лесу также может быть ограничено и в целях пожарной или санитарной безопасности в лесах или для обеспечения их безопасности при выполнении работ. Но дополнительное запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренных ст. 11 Лесного кодекса не допускается.
Понятно, что большая часть граждан имеет некоторое представление о том, что такое правила пожарной безопасности в лесах («не оставляйте непотушенный костер в лесу», «не бросайте непотушенные окурки» и т. д.). Несколько сомнительно, чтобы они массово были знакомы с правилами санитарной безопасности (что это?) либо ухода за лесами, которые, оказывается, тоже надо соблюдать.
Если гражданам нужны грибы или ягоды для собственных нужд, можно брать корзину или ведро и смело идти в лес. И это право российских граждан может быть ограничено в очень небольшом числе случаев, которые достаточно четко определены федеральными законами. С теми, кто ходит в лес по грибы и ягоды, чтобы разнообразить свой стол лесными деликатесами (а это в основном жители городов), вроде бы особых проблем нет.
Гораздо менее ясна ситуация с жителями лесных и сельских поселков. Ведь кроме дополнения собственного питания многие из них собирают иногда и довольно значительное количество грибов и ягод, чтобы потом их продать, и получить «прибавку» к своим, как правило, более чем скромным доходам.
И здесь снова возникает вопрос. Лесной кодекс не определяет, что такое «собственные нужды» и в значительной степени передает регулирование этих вопросов на уровень регионального законодательства. Из просмотренных нами около 30 региональных законодательных актов, регулирующих использование гражданами пищевых лесных ресурсов, в большинстве случаев также не содержится каких-либо четких указаний на этот счет.
Однако в ряде случаев, например, в законодательстве Приморского, Красноярского краев, региональные, местные законодатели установили верхние пределы объемов заготовки ягод и грибов и другой пищевой продукции леса на уровне 20

Другие публикации:  Претензия на неисправный автомобиль

40 кг на человека в год по отдельным видам ягод и грибов. Вероятно, этого вполне достаточно для того, чтобы разнообразить стол городского жителя, но слишком мало для того, чтобы жители удаленных сельских и лесных поселков могли пополнить свой бюджет за счет про-дажи съедобных богатств.
Население Красноярского и Приморского края, если оно желает легально увеличить свой заработок за счет сбора и продажи ягод, грибов, папоротника или кедровых орехов, должно выполнять требования статьи 34 Лесного кодекса «Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений». Как мы помним, понятие «собственные Статья 34 Лесного кодекса переводит заготовку пищевых лесных ресурсов в совершенной иной пра-вовой режим. Она гласит:
1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом та
ких лесных ресурсов из леса.
2. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена,
березовый сок и подобные лесные ресурсы.
3. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых
лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. ».
Все это означает, что житель лесного поселка, часто удаленного на многие десятки, а то и сотни километров от районного центра, как правило, пожилого возраста, с весьма скромными доходами, принимая решение о заготовке пищевых ресурсов леса на продажу будет обязан: зарегистрироваться как предприниматель;
добиться проведения конкурса и победить на нем, чтобы взять в аренду лесной участок; провести кадастровую регистрацию этого участка;
разработать проект освоения лесов в соответствии с лесным планом субъекта Федерации, а также лесохозяйственными регламентами лесничеств;
провести его экспертизу; подавать ежегодно лесную декларацию;
несмотря на то, что основной период сбора грибов, орехов и ягод ограничивается третьим годовым кварталом (июль — сентябрь), гражданин обязан в течение всего года предоставлять регулярную ежеквартальную отчетность по использованию лесных ресурсов, а также отчет о предпринимательской деятельности;
не только вести заготовку, но и проводить санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Понятно, что затраты времени и средств, необходимых для выполнения всех этих требований нового Лесного кодекса, многократно превосходят возможные доходы от про-дажи нескольких сотен килограммов грибов, ягод, орехов, которые может собрать за сезон один человек. Какие намерения преследовали разработчики этой части Лесного кодекса — вопрос открытый. Но очевидно, что попытка навязать всем сельским жителям, пополнявшим свой семейный бюджет за счет сбора грибов и ягод, статус «предпринимателей» обернется тотальным их уходом в теневую экономику. Ведь рассчитывать на то, что подобный «коммерческий» сбор грибов и ягод с появлением нового лесного законодательства немедленно прекратился, как минимум наивно. Этот «предпринимательский» радикализм нового Лесного кодекса находится в заметном контрасте с другими российскими законами.
Статья 2 Гражданского кодекса гласит, что «. предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систе-матическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Вряд ли сбор грибов и ягод, которым в основном можно заниматься лишь 3

4 месяца в году и урожайность которых очень сильно меняется год от года, может рассматриваться как «систематическое получение прибыли».
Статья 217 Налогового кодекса РФ определяет доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Она демонстрирует также понимание, что люди, выбравшие подобный способ повышения доходов, находятся на низком уровне жизни. В части 15 этой статьи указаны «доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд».
Интересно, что некоторые из разработчиков Лесного кодекса вроде бы тоже понимают это. В Комментарии к ст. 35 Лесного кодекса они признают, что:
«продажа гражданами добытых ими лесных ресурсов не означает, что они осуществляли использование лесов, не связанное с их собственными нуждами. Законодатель полагал, что граждане вправе распоряжаться добытыми лесными ресурсами аналогично тому, как распоряжаются полученной продукцией граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. (Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии: изд. 2-е, доп./ Под общ. ред. Н. В. Комаровой, В. П. Рощупкина. — М.: ВНИИЛМ, 2007. — 856 с.). Настораживает лишь то, что подобные разъяснения содержатся в не имеющих юридической силы комментариях к закону, но не в самом тексте Лесного кодекса.
Правовая неопределенность в этом вопросе на уровне Лесного кодекса должна быть разрешена. В качестве возможного варианта решения этой проблемы можно рассматривать изложение ст. 35 Лесного кодекса ч. 1 в следующей редакции:
«Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса. Продажа гражданами пищевых ресурсов и лекарственных растений, если они собраны ими лично или членами их семей и домохозяйств, не означает, что они осуществляют использование лесов, не связанное с их собственными нуждами».
Аналогичные изменения должны быть внесены в ст. 33, которая регулирует использование гражданами для собственных нужд недревесных ресурсов леса.
ЛЕГАЛЬНЫЙ ЯГОДНО-ОРЕХОВО-ГРИБНОЙ БИЗНЕС ИЛИ «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»?
Необходимость спасения сотен тысяч российских граждан, которые получают дополнительный заработок за счет сбора и продажи грибов, ягод, орехов и других аналогичных лесных ресурсов, от принудительного зачисления в «предприниматели» достаточно очевидна.
К сожалению, объем дополнительной бюрократической нагрузки, созданной Лесным кодексом, может стать непреодолимым административным барьером и для малого предпринимательства, которое могло бы развиваться в сфере легального сбора и исполь-зования пищевых и других недревесных лесных ресурсов. Каким-то необъяснимым образом все это сосуществует с неоднократно высказываемыми намерениям руководства страны оказывать
поддержку и способствовать развитию малого бизнеса. Наверное, пришла уже пора от слов переходить и к делу. Для развития легального малого лесного бизнеса в сфере использования пищевых и других недревесных лесных ресурсов необходимы радикальные изменения в законодательно-нормативной базе.
Не очевидно будущее и того небольшого числа довольно крупных компаний, которые работают в этой сфере. Ведь кроме обширного объема документов, которые в соот-ветствии с новым Лесным кодексом, теперь понадобится подготовить предпринимателям, собирающимся легально использовать недревесные ресурсы леса, им придется решить еще и такую важную проблему, как отношения с местным населением.
Сдача в аренду лесного участка для сбора ягод, грибов или орехов отнюдь не отнимает у местного населения права свободно находиться на этих участках и собирать эти лесные ресурсы «для собственных нужд». Новый Лесной кодекс фактически заложил основы для неизбежных конфликтов арендаторов с местным населением.
Ситуация осложняется мировым финансовым кризисом и экономическим спадом, которые неизбежно затронут и Россию. В этих условиях было бы целесообразно рассмотреть возможность отсрочки вступления в силу ст. 32 и 34 Лесного кодек-
са, которые регулируют заготовку и сбор недревесных и пищевых ресурсов хотя бы на два-три года. Это позволит сектору недревесных и пищевых ресурсов леса пере-жить пик глобального финансово-экономического кризиса, а также завершения процесса организационного и нормативного реформирования российского л
есного сектора.
К сожалению, многие положительные механизмы существовавшей ранее системы управления российскими лесами уже разрушены. Тем не менее есть надежда, что работоспособность некоторых ее компонентов хотя бы для таких краткосрочных целей, как спасение ягодно-орехово-грибного бизнеса, еще можно восстановить.
В противном случае уже в 2009 году приходится ожидать очень серьезных проблем для легального бизнеса, связанного с использованием недревесных и пищевых ресурсов леса. Плохо подготовленные и слишком радикальные законодательные, нормативные и органи-зационные реформы, совпавшие с мировым финансовым кризисом, могут привести к развалу этого бизнеса и вынудить предпринимателей в попытках выживания уходить в область теневой экономики.
Времени для решения этой острой проблемы, которая затронет жизнь сотен тысяч людей в лесных и сельских поселках, остается очень мало.

Закон о ягодах и грибах: основные положения

Лес — неисчерпаемый источник пищевых и непродовольственных ресурсов. Дикорастущий урожай необходимо собирать в определенное время и в количестве, не допускающем истощения природных ресурсов. Если собирать плоды бесконтрольно и в любое время, можно нанести серьезный урон лесам. Лесные хозяйства создаются для того, чтобы следить за ситуацией и вмешиваются в случае нарушений.

В Российском законодательстве существует специальный документ — Лесной Кодекс РФ, целиком посвященный регулированию проблем леса, в т.ч. призванный следить за соблюдением баланса при сборе тех или иных лесных продуктов.

Порядок сбора грибов и ягод в РФ по закону

Ягоды, грибы, орехи и плоды относятся к пищевым лесным ресурсам и их сбор регулируется Лесным Кодексом России в статьях 34 и 35. Статья 34 ЛК РФ рассматривает ситуацию, когда люди собирают грибы или ягоды с целью их последующей продажи. Такой вид деятельности является предпринимательским и тем, кто занимается собирательством пищевых ресурсов для получения прибыли, необходимо соблюдать ряд требований. Требования, описанные в ст. 34 ЛК РФ, продублированы Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 511, разработанным в соответствии со статьей.

Другие публикации:  Патент город пикалево

Читайте о последних нововведениях в Федеральный закон 79 о госслужбе 2018 по ссылке:

Согласно закону о сборе ягод и грибов, граждане и юридические лица, осуществляющие собирание и заготовку лесных пищевых ресурсов и различных лекарственных трав, обязаны:

  • Осуществлять сбор урожая ягод (грибов и т.д.) на основании договора аренды лесного участка;
  • Применять технологии, не допускающие истощения уже имеющихся ресурсов;
  • Исполнять лесохозяйственный регламент и проект освоения леса (невыполнение может повлечь досрочное расторжение договора аренды лесного участка).

Также читайте ФЗ 33 в новой редакции. Подробности по ссылке:

На взятом в аренду лесном участке предприниматель вправе размещать временные постройки (сушилки, склады, грибоварни). Согласно п.1 ст .20 ЛК РФ, урожай, добытый человеком в лесу, является его собственностью.

Если же гражданин собирает ягоды и грибы для собственных нужд, по закону нет необходимости арендовать лесной участок и регистрироваться в качестве предпринимателя. Можно отправляться в лес и собирать грибы и ягоды, соблюдая общие правила сбора и заготовки пищевых ресурсов и правила пребывания граждан в лесах (ст .11 закона). К ним относятся соблюдение правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Вне зависимости от цели сбора лесных даров, закон о грибниках запрещает:

  • Собирать пищевые и лекарственные ресурсы, которые занесены в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ;
  • Использование грибов или дикорастущих растений, признанных наркотическими согласно закону от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ.

Когда разрешен сбор грибов и ягод?

Собирательство и заготовка урожая ягод, грибов и прочих пищевых ресурсов или лекарственных трав разрешается только в течение сроков, установленных законом. Такие сроки приходятся на время наибольшего созревания урожая и для каждого региона определяются индивидуально. При установлении таких сроков учитывают климатическую зону, в которой расположен район и текущие погодные условия. Поэтому сбор урожая ягод и грибов в это время не наносит экологического урона лесу. Жителям необходимо следить за официальной информацией, касающейся сроков заготовки лесных даров. Собирать их в другое время считается нарушением закона.

Допустимые территории

Согласно ст. 11 ЛК РФ, сбор ягод и грибов разрешен на любой территории, за некоторым исключением. Собирать грибы и орехи запрещено в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территориях, иных землях, доступ на которые находится под запретом или ограничен федеральными законами. Лица, арендовавшие участок леса, не имеют права ограничивать посещение этого участка физическими лицами и препятствовать сбору ими урожая.

Взимается ли налог?

На данный момент законодательство РФ не предусматривает взимание налога за сбор урожая грибов или ягод. Но сравнительно недавно в интернете появились новости с предложением о введении такого налога в будущем. С предложением о внесении закона вначале выступил губернатор Владимирской области на Международном инвестиционном форуме «Сочи». Затем подобное заявление прозвучало от министра сельского хозяйства России.

В дальнейшем стали появляться новости о том, что правительство рассматривает такой законопроект и даже определяет сумму будущего налога — 4500 рублей за сбор урожая ягод и 6000 рублей — грибов. В ответ на возмущение граждан, которым инициатива не понравилась, чиновники заверили, что проект такого закона не рассматривается. Возможность лицензирования сборщиков ягод и грибов назвали вымыслом. Поэтому жители, собирающие грибы и ягоды, могут не переживать, что в ближайшее время им придется потратиться на уплату налога или получение лицензии.

Сбор лесных даров — прекрасный способ разнообразить свое питание и укрепить здоровье и иммунитет. Дополнительный плюс — экономия на приобретении таких продуктов, поскольку их цена в магазинах и на рынках часто завышена, а качество и свежесть оставляют желать лучшего.

Для городских людей вопрос не столько актуален, как для сельских. Множество жителей поселков и деревень занимается собирательством. Помимо употребления, ягоды и грибы можно продать, что увеличивает небольшой доход сельского населения. Потому люди с приходом лета отправляются в лес на поиски дикорастущих плодов. Перед походом в лес рекомендуем ознакомиться со сроками и правилами сбора урожая ягод, грибов, орехов и прочих плодов, согласованных в вашем регионе, а также законами, регулирующими деятельность по собиранию урожая грибов и орехов, чтобы не навредить лесным растениям.

Возможность введения налога на сбор грибов и ягод обескуражила народ

Дальше только налог на воздух

18.01.2017 в 19:51, просмотров: 135850

Россияне как хоббиты. Не в том смысле, что невысоки и мохноноги, а в плане грибов: обожаем мы их не меньше, чем легендарные полурослики из мира фэнтези. Отнять у россиянина гриб, вернее, возможность найти его в лесу и сорвать, — это как запретить шотландцу носить юбку, а финну — париться в бане. То есть смертельному оскорблению национального достоинства подобно. Грибы — это наше все: кому лакомство, кому закусь, а кому и возможность пережить долгую зиму и не окочуриться с голоду. Опять же пища богоугодная, пригодная для долгих православных постов. Покуситься на грибы, а заодно и лесные ягоды — это практически спровоцировать русский бунт, пусть даже и бессмысленный, но по-любому беспощадный.

И хотя до сбора грибов-ягод еще долгие месяцы, первые признаки этого бунта замечены уже сейчас. Поводом стало предложение упорядочить так называемую «тихую охоту», то есть сбор грибов и ягод. Строго говоря, заикнулась об этом еще прошлой осенью губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Внешне ее предложение было вполне благопристойно: возродить в области сбор и производство готовых грибов в промышленном масштабе да наладить импорт готовой продукции. А то, дескать, грибы скупаются, вывозятся, а бюджет не получает никакой с этого прибыли. Но на бытовой язык люди перевели ее слова по-своему: дескать, какого рожна старики бесплатно собирают грибы-ягоды, а потом продают все это лесное добро и, соответственно, наживаются безмерно? Непорядок! А тут еще министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев взял да и поддержал инициативу промышленного сбора и переработки грибов. Тут и понеслось!

Вообще, казалось бы, странен не сам этот посыл, а то, что до сих пор власть подобной идеей не озаботилась. Действительно, грибы-ягоды — золотое дно. Но отнюдь не для нищих стариков, кто при мизерной пенсии вынужден вставать затемно, таскаться с тяжелой корзиной по лесу, выискивать подслеповатыми глазами эти несчастные грибы или собирать, согнувшись в три погибели, чернику-землянику. А для тех, кто вынудит людей платить за этот сбор налог или обяжет их сдавать собранное за копейки.

Конечно, предложи людям, стремящимся хоть как-то улучшить свои скудное существование за счет сбора грибов-ягод, возможность сдать товар по конкурентной цене на переработку — они, наверное, будут благодарны местным властям. Но только не стоит забывать, что в России из всех возможных способов наведения порядка в любой отрасли обычно выбирается самый худший для простого народа вариант. А значит, проще, да и выгоднее всего будет потребовать платить налог на сбор ягод и грибов и начать ловить тех, кто самовольно сорвал десяток-другой съедобных ножек-шляпок. И начнется взыскание штрафов да применение административной ответственности за то, что еще вчера было для народа повсеместным удовольствием. А для кого-то — и дополнительным средством выживания.

Ситуация с налогом на грибы-ягоды бурно обсуждается в Сети. Пессимисты уже сегодня обещают кары за незаконный сбор вплоть до уголовной ответственности. Народ возмущен и предлагает вслед за возможным введением налога на ягоды-грибы ввести налог на воздух и налог на налог. Но платить его, во всяком случае, не собирается никто. Ибо еще из народных преданий известно, что хоббиты — народец сильный, выносливый и упрямый. И за свои интересы, а уж особенно за грибы, стоять будут до последнего.

Заголовок в газете: Грибной бунт: бессмысленный и беспощадный
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27302 от 19 января 2017 Тэги: Налоги, Власть Места: Россия

Закон о грибах и ягодах с 1 января 2019 года – придется ли платить налог?

В Государственную думу внесен проект закона о внесении изменений Лесной кодекс РФ и в ФЗ «О потребительской кооперации», призванный изменить правовое регулирование сбора, закупки и заготовки недревесных и пищевых ресурсов леса. В народе проект уже получил название «закон о сборе грибов и ягод 2018 года», хотя речь идет о всех дарах леса, начиная от бересты и мха, заканчивая орехами и березовым соком.

Коротко расскажем, что из себя представляет закон о грибах и ягодах, который в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2019 года, и будут ли с россиян собирать налог на сбор ягод и грибов в России в 2018-2019 гг Официальный текст законопроекта и пояснительной записки представлен ниже.

Что из себя представляет проект закона?

Законопроект № 548919-7 был внесен в Госдуму 17 сентября 2018 года и сразу отправлен на рассмотрение в профильный комитет про природным ресурсам и земельным отношениям.

Проект предполагает внесение изменений в Лесной кодекс РФ и ФЗ «О потребительской кооперации». В частности, ЛК РФ дополняется статьей 20.1, где расшифровывается, что можно считать заготовленными лесными ресурсами, и кто их заготавливает; как происходит сбор, скупка и переработка лесных ресурсов – ягод, грибов, трав и т. д.

Основная цель закона о сборе грибов и ягод – это снятие правовых барьеров для более эффективного использования леса. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что сегодня сбор лесных ресурсов осуществляется максимум на 7,5 процентов, а обычно гораздо хуже. То есть не используется в полной мере огромный потенциал одного из главных природных богатств России. Кое-кто из депутатов даже сравнил сбор грибов и ягод с добычей нефти.

Законодатели рассчитывают, что граждане будут охотнее собирать «недревесные и пищевые лестные ресурсы», если будет возможность их сдавать за деньги в специальные заготовительные комбинаты. А у бизнеса благодаря четкому правовому регулированию появится возможность смело инвестировать в эту отрасль. Все плюсы проекта перечислены в короткой и содержательной пояснительной записке, которая представлена ниже.

Будет ли взиматься налог на сбор ягод и грибов в России?

В 2018 году активно обсуждается еще одна инициатива – это законодательное определение такого понятия как самозанятость. Так вот под самозанятость (в том виде, в каком закон был анонсирован Минфином) сбор грибов и ягод с целью продажи как раз попадает. Если оба закона примут, то с 1 января 2019 года сборщики ресурсов леса смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых и платить налог с полученной прибыли 6%, если будут сдавать собранное юрлицам, или 3%, если – физическим лицам. Если закон о самозанятости не примут, или сборщики не захотят по каким-то причинам регистрироваться, то юридические лица будут вынуждены заключать со сборщиками-физлицами договоры в соответствии с действующим законодательством.

Другие публикации:  Мировой суд в энгельсе

Естественно, об уплате налога на сбор грибов и ягод для собственного потребления речь не идет. По закону (ст. 11 ЛК РФ) граждане могут свободно посещать леса и осуществлять безвозмездно сбор диких ягод и грибов для собственных нужд. Другой разговор, если речь идет о сборе на продажу.

Официальный текст закона о сборе ягод и грибов

Вносится депутатами Государственной Думы Российской Федерации

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; №30, ст. 3597, 3599, 3616; №52, ст. 6236; 2009, №11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; №50, ст. 7343; 2012, №26, ст. 3446; №31, ст. 4322; 2013, №51, ст. 6680; №52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, №11, ст. 1092; №26, ст. 3377, 3386; №30, ст. 4251; 2015, №27, ст. 3997; №29, ст. 4350, 4359; 2016, № 1, ст. 75; № 18, ст. 2495; № 26, ст. 3875, 3887; № 27, ст. 4198, 4294; 2017, № 27, ст. 3940; 2018, №1, ст. 55; №17, ст. 2426; №24, ст. 3415) следующие изменения:

1) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Заготовленные (добытые) лесные ресурсы

1. Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.

2. Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

2) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

3) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов

1. Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

В абзаце четвертом преамбулы Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 года №97-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1788; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3306) слова «дикорастущих плодов, ягод и грибов» заменить словами «заготовленных (добытых) пищевых и не древесных лесных ресурсов».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Текст пояснительной записки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к федерального закона

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Леса Российской Федерации обладают огромным сырьевым потенциалом для развития видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Пищевые и недревесные ресурсы леса представляют собой возобновляемые природные ресурсы, многие из которых пользуются большим спросом как внутри страны, так и за рубежом.

В нашей стране осуществляются заготовка и сбор таких недревесных лесных ресурсов, как пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и других подобных лесных ресурсов. К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. В лесах России произрастают сотни видов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них составляют, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, 7,4 млн. т, а биологические запасы — 13,4 млн. т. Пищевые лесные ресурсы имеют важное социальное и экономическое значение, широко используются населением, а во многих субъектах Российской Федерации даже являются важным источником средств существования для сельского населения.

Несмотря на огромное эколого-экономическое и социальное значение имеющихся пищевых ресурсов леса, уровень их освоения остается крайне низким (от 1,5 до 7% в зависимости от вида ресурса). Существенным сдерживающим фактором развития данного сектора народного хозяйства являются недостатки правового регулирования соответствующей сферы, а именно недостаточно определенное правовое содержание заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд.

В соответствии со статьями 11 и 35 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Несмотря на отсутствие в JIK РФ более подробного и ясного регулирования, продажа гражданами добытых ими лесных ресурсов не означает, что они осуществляли использование лесов, не связанное с их «собственными нуждами». Российское налоговое законодательство предполагает, что граждане вправе осуществлять реализацию добытых лесных ресурсов. Так в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ «…не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; 16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла…».

Предлагаемый законопроект разработан в целях устранения пробелов правового регулирования заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов и предлагает дополнить Лесной кодекс российской Федерации следующими нормами, определяющими: — заготовленные (добытые) лесные ресурсы как лесную продукцию, полученную при использовании лесов; — закупку у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов в порядке,

3 установленном Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

— переработку заготовленных (добытых) лесных ресурсов в соответствии с профильным законодательством. Кроме того, законопроект дополнен корреспондирующими изменениями в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Сегодня организации потребительской кооперации, благодаря существующей системе сбора и переработки дикоросов, создают линейки экологически чистой пищевой продукции, укрепляют сферу услуг на местах, формируют благоприятную социальную среду, дают работу значительной части сельского населения. Развитая система заготовительных пунктов способна решить целый ряд отраслевых задач:

— возможность расчетов с населением без риска блокировки счетов и, как следствие, их бесперебойная работа;

— обеспечение прозрачности потоков сырья, необходимой как для выработки единой системы оценки качеств и свойств сырья, так и для соблюдения стандартов органической продукции;

— обеспечение прозрачности финансовых потоков, что приведет к привлечению инвестиций и развитию отрасли;

— развитие лесной инфраструктуры в целях увеличения объемов сбора дикоросов путем обеспечения доступа к труднодоступным территориям, обеспечения сохранности собранного урожая и возможности его транспортировки к местам промышленной переработки;

— формирование объективных статистических данных об объемах оборота пищевых лесных ресурсов для целей финансового планирования, научного сопровождения, выработки и принятия адекватных мер государственного регулирования.

Необходимо строительство новых и модернизация существующих приемо-заготовительных пунктов потребительской кооперации с применением современных технологий, создание льготных условий для развития таких предприятий, включение в число приоритетов господдержки продвижение российских брендов на мировой арене и внутреннем рынке.

Предлагаемый законопроект заложит необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей.

В случае принятия закона о ягодах, грибах и других ресурсах леса, он вступит в силу с 1 января 2019 года. Скачать полный пакет документов по проекту, внесенный в Госдуму.

Читайте так же:

  • Нотариус в москве арбатская Нотариусы района Арбат В этом разделе представлен полный список всех нотариусов района Арбат Москвы. Вы всегда можете воспольщоваться поискковой системой: 1. Поиск ближайшего нотариуса Укажите московский адрес и система найдёт ближайших нотариусов на интерактивной карте. 2. Поиск […]
  • Гражданский кодекс статья 29 и 30 Статья 29. Признание гражданина недееспособным Статья 29. Признание гражданина недееспособным См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 29 ГК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 15-П взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и […]
  • Правила осаго последняя редакция Правила осаго последняя редакция Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон об ОСАГО […]
  • Страховой стаж для бл Расчет стажа для больничного и не только Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид стажа, и что […]
  • Военная пенсия рассчитать 2019 Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г.- 01.10.2019 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Предложения Минфина РФ об увеличении минимальной выслуги до 25 лет, необходимой для назначения "военной пенсии" и комментарий к ним смотреть здесь=> Онлайн калькулятор (ПРОЕКТ) […]
  • Приказ минтруда при эксплуатации электроустановок Правила безопасности при эксплуатации электроустановок Группы по электробезопасности К эксплуатации электроустановок (далее — ЭУ) допускается особый персонал — электротехнический и электротехнологический, — который обязан знать правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. […]