Требования законодательства рф по защите государственной тайны

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ЗАКОН РФ ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г. № 5485-1

(с изменениями от 6 октября 1997 г.)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона.

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
  • носители сведений, составляющих государственную тайну, материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
  • система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
  • допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организации — на проведение работ с использованием таких сведений;
  • доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
  • средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
  • перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Другие публикации:  Вступил в силу приказ фмс

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 346. Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 318 срок реализации указанной Государственной программы продлен на 1998 год.
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней. (Межведомственная комиссия по защите государственной тайны образована Указом Президента РФ от 8 ноября 1995 г. № 1108. Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны утверждено Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71. Персональный состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 203);
  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 226-рп);
  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
  • устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную шину;
  • вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Требования законодательства рф по защите государственной тайны

Законодательство о государственной тайне в Российской Федерации

В качестве государственной тайны выступают защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, контрразведывательной, экономической деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием
безопасности РФ. Исходя из интересов государства, общества и граждан, область применения Закона «О государственной тайне» ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положение других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне.

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц содержит Закон «О государственной тайне» в соответствии с существующим разделением функций органов законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п. 4) рассматриваются в качестве субъектов,
исполняющих законодательство о государственной тайне. Таким образом, на уровне субъектов Федерации, разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

1. Палаты Федерального Собрания:

— осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

— определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

— утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

— утверждает по представлению Правительства РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положения о ней;

— утверждает по представлению Правительства РФ Перечень должностных лиц, органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

— заключает международные договоры РФ о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ; в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, и засекречиванием и их защитой.

3. Правительство РФ:

— организует исполнение закона РФ «О государственной тайне»;

— определяет на утверждение Президенту РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайне и положения о ней;

— представляет на утверждение Президенту РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

— устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

Другие публикации:  Как оформить страховой полис новорожденному

— организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

— определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате правительства РФ;

— устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

— устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного собственнику информации в результате ее засекречивания;

— заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

— в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах, соответствующих территории:

— обеспечивают защиту преданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

— обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;

— обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
— реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и представлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

— вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

— рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

— обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

— обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

— определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну.

После принятия в 1993 году Конституции РФ и Закона «О государственной тайне» и изменений и дополнений, принятых в 1997 году к этому закону порядок отнесения информации к государственной тайне, несколько изменился, хотя организационно-правовая форма такого отнесения осталась прежней — перечень.

Если же раньше перечень сведений, составляющих государственную тайну, утверждается подзаконным актом Постановления Совета СССР, то теперь он формируется на законодательной основе и утверждается законом.

Данный перечень содержится в Закон «О государственной тайне». В этом же законе дается и определение Перечня сведений, составляющих государственную тайну как совокупности категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, устанавливаемых Федеральном законодательстве.

При такой формулировке понятие категорий рассматривается в качестве групп, отражающих существенные признаки сведений. Таким образом. Законом «О государственной тайне” заранее установлены границы и параметры государственной тайны, то есть выделена область интересов государства, по обеспечению своей безопасности.

Предусмотренная российским Законом «О государственной тайне» общая концепция засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, то есть изъятие таких сведений из свободного обращения, исходит из наличия соответствующего обоснования для этого.

Засекречивание концепции Закона рассматривается как процесс установления ограничений по распространению конкретных сведений, относящихся к категории сведений, указанных в ст. 5 Закона. Кроме того, засекречивание осуществляется в соответствии с принципами и в порядке, установленными в Законе. Таким образом, засекречивание рассматривается как процесс отнесения к государственной тайне конкретных сведений уполномоченными на то руководителями.

Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, разрабатываются в органах государственной власти в соответствии с приведенными в Законе перечнем и строго включенных в него категорий сведений.

«Перечень сведений составляющих государственную тайну», определяется федеральным законом, на основании п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Данный перечень представляет совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

1. Сведения в военной области, содержащие информацию :

— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также состоянии боевой и
мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

— о планах строительства Вооруженных Сил и других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и усовершенствованию образцов вооружения и военной техники;

— о разработках, технологиях, производстве и объемах производства, а также хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалах, используемых в ядерных боеприпасах, технические средства и (или) методы защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного использования и ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, используемых технологиях производства новых видов топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также предоставлении земель, недр и акваторий для данных объектов;

— о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

— о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных возможностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, размерах и об использовании государственных материальных резервов;

— об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

— об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения (как в денежном, так и в натуральном выражении), а также о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях заказов вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, а также влияющих на безопасность государства;

— об объемах запасов, добычи, передачи и потребления стратегических видов полезных ископаемых (платины, природных алмазов).

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

— о силах, средствах, источниках, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих на данный момент или ранее на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

— об организациях, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о системе президентской, правительственной, шифрованной (кодированной и засекреченной связи);

— о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, анализе шифровальных средств и средств специальной защиты;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

— о защите государственной границы, исключительной экономической и географической зоны РФ;

— о расходах федерального бюджета, в отношении обеспечения обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

— о подготовке кадров, содержащие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Данный перечень показывает области государственных интересов в соответствии с видами его деятельности. Приведенный на основании ст. 5 Закона «О государственной тайне» перечень категорий сведений является определенным и исчерпывающим и может быть дополнен только Федеральным законом.

Предусмотренная российским Законом «О государственной тайне» общая концепция засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, т.е. изъятия таких сведений из свободного обращения, требует наличия соответствующего обоснования для этого.

Целями перечня сведений составляющих государственную тайну являются:

1. определение категорий сведений, составляющих государственную тайну, которые находятся в распоряжении конкретных органов власти;

2. предоставление любому собственнику информации, которая может быть отнесена к государственной тайне, возможности обратиться в орган государственной власти по тематической принадлежности такой информации для решения вопроса о ее засекречивании. Такая возможность обеспечивается через открытое опубликование перечня;

3. предоставление возможности для привлечения к ответственности лиц за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, утрату носителей и такой информацией, так как открытое опубликование перечней позволяет информировать граждан, за разглашение утрату каких сведений они несут уголовную ответственность.

Другие публикации:  Как оплатить налог на землю пенсионеру

Обоснование необходимости отнесения определенных сведений к государственной тайне возложено на органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения, которыми эти сведения разработаны или получены. Свои предложения они должны направлять в соответствующие органы государственной власти,
руководители которых наделены полномочиями по отнесению такого рода сведений к государственной тайне. Руководители принимают окончательное решение об отнесении или не отнесении таких сведений к государственной тайне. На основании решения руководителей органы государственной власти разрабатывают развернутые перечни определенных сведений, подлежащих засекречиванию, полномочиями по распоряжению которыми наделены данные организации, и устанавливают степень их секретности. Перечни утверждаются соответствующими органами государственной власти, целесообразность засекречивания самих перечней определяется их содержанием. Таким образом, в эти перечни могут быть включены не только сведения соответствующего органа власти и его предприятий, но и сведения других органов власти, если они относятся к сфере деятельности данного органа.

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, разрабатываются по отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежности этих сведений.

Отраслевая принадлежность сведений подразумевает их привязку к отдельной сфере производственной деятельности.

Ведомственная принадлежность означает привязку сведений к определенному органу власти.

Программно-целевая принадлежность означает их привязку к целевым программам научно-исследовательских и опытно-констукторских работ по разработке и модернизации определенных технических устройств ими систем главным образом в области вооружения военной техники. Программно-целевые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, могут разрабатываться по решению заказчиков НИР и ОПР и утверждаться руководителями органов власти по принадлежности заказчиков.

Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в праве принимать решения о засекречивании сведений, находящихся в собственности других органов власти, их предприятий и граждан, если эти сведения профильные и для их засекречивания есть основания, даже в тех случаях, когда собственники информации не выступают инициаторами ее засекречивания. При отказе собственника в засекречивании информации, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, на основании действующего закона. Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, наделены также полномочиями по распоряжению этими сведениями, то есть по их передаче местами хранения, определению сроков рассекречивания. Структура Перечней сведений, подлежащих засекречиванию, должна учитывать ведомственную или отраслевую специфику и, как правило, не совпадает с общегосударственным Перечнем сведений, составляющих государственную тайну.

После утверждения перечни сведений, подлежащих засекречиванию, доводятся до заинтересованных органов государственной власти и предприятия в полном объеме или в части, их касающейся. Перечни также направляются в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны в целях координации работ по защите государственной тайны. В случае необходимости Перечни пересматриваются (уменьшение напряженности международной обстановки, заключение международных договоров, передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, выявлении новых достижений в области науки и техники и так далее), но не реже, чем через 5 лет.

Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка. Законом предусмотрен так же и максимальный срок хранения секретности сведений (30 лет), однако предусматривается процедура его продления в исключительных случаях по заключению внешеневедомственной комиссии по защите государственной тайны. Таким образом, в настоящее время существует три вида Перечней по информации, составляющей государственную тайну.

1. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе «О государственной тайне», где определены категории сведений, составляющих государственную тайну.

2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный указом Президента РФ, где дана разбивка содержащихся в перечне сведений, составляющих государственную тайну, категории сведений по органам власти, руководители, которых наделены полномочиями по отнесению сведений государственной тайне.

3. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, разрабатывается соответствующими органами власти и утверждаемые их руководителями. Данные перечни также содержат конкретные сведения, подлежащие засекречиванию, в соответствии с первыми двумя видами перечней и определение степени секретности.

Степени и грифы секретности.

Степень секретности является показателем уровня важности и ценности информации для собственника, определяющий уровень ее защиты. Степень секретности и конфиденциальности информации определяется отдельно для сведений, отнесенных к государственной тайне, и отдельно для сведений, отнесенных к коммерческой тайне.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, определяется государством, уполномоченными им органами и должностными лицами. Устанавливается трех — уровневая система секретности:

— особой важности (0В);

— совершенно секретно (СС),
— секретно (С).

К сведениям с грифом (0В) относятся сведения в перечисленных в Законе «О государственной тайне» областях государственной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из этих областях.

К (СС) сведениям отнесены сведения в тех же областях деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из этих областей.

К (С) сведениям отнесены все иные сведения из числа составляющих государственную тайну. В данном случае ущербом считается ущерб, принесенный интересам предприятия в тех же областях деятельности.

Основные факторы, которые могут оказывать влияние на засекречивание информации и степень ее секретности:

1. Цели и задачи защиты секретов в государстве должны быть подчинены потребностям общественно-политического и социально-экономического развития страны. Система засекречивания информации, должна связываться с достижением вполне конкретных стратегических целей государства и базироваться на принципе – эффективного решение отдельного класса внешнеполитических, оборонных, экономических и научно-технических задач возможно при условии скрытия от соперников способов, сил и средств их решения, а также замыслов и намерений руководства страны.

Чем более важные для государства решаются задачи, тем выше степень секретности этой информации, скрытое использование которых будет способствовать их решению.

2. Характер и размер возможного ущерба для государства (собственника информации) в случае утечки, раскрытия этой защищаемой информации. Ущерб может быть политическим, экономическим, моральным и иным.

3. Наличие или возможное проявление интереса конкурента к сведениям, которые подлежат засекречиванию, готовность его затрачивать силы и средства на преодоление защитных мер, на добывание данной засекреченной информации.

4. Засекречивание информации не должно противоречить ограничениям, установленным нормативными документами, на засекречивание данного вида информации.

С понятием «степень секретности» тесно связано понятие «гриф секретности», согласно Закону » о государственной тайне — это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него».

Судя по названию, между грифом и степенью секретности нет различий, для их обозначения применяются одни и те же обозначения, однако между ними имеются различия по существу. Если степень секретности информации является показателем уровня ее закрытое, определенного существом, содержанием самих сведений, то гриф секретности – является внешним обозначением того или иного уровня секретности, причем, если степень секретности рассматривается применительно к сведениям, то гриф секретности, применительно к носителям.

Гриф секретности информирует о степени секретности сведений, содержащихся в данном носителе, и проставляется на самом носителе (если это технически возможно) или в сопроводительной документации на носитель, если таким носителем является изделие, прибор, вещество и т. п., то есть в случае если на самом носителе гриф секретности проставить не возможно.

Гриф секретности проставляется одновременно и на носителе и сопроводительной документации на него, когда на носителе имеется для этого техническая возможность, а сам носитель имеет сопроводительную документацию.

Читайте так же:

  • Приказ 1199 от 29102019 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199"Об утверждении […]
  • Приказ 1014 от 30082019 об утверждении порядка организации Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего […]
  • Приказ министерства образования рф от 03062011 1994 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и […]
  • Закон о государственной регистрации юрлиц Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с […]
  • Федеральный закон о деятельности судов Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской […]
  • Федеральный закон 102 о единстве измерений Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ"Об обеспечении единства измерений" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 2 декабря 2013 […]