Игра спор об культуре

Культура дискутивно-полемической речи

Главная > Реферат >Культура и искусство

Белгородский государственный университет

Культура дискутивно-полемической речи.

студентка группы 130808

Гречанова Алла Вячеславовна

к.ф.н. доц. С. Ю. Нагорная

Основная часть. 4

§1. Спор: понятие, определение, виды. 4

§2. Основные требования культуры спора. 10

§3. Требования к поведению участников спора. 13

§4. Доказательство и аргументация. 16

§5 Опровержение позиций оппонента. 25

§6. Ответы на вопросы. 28

§7. Уловки в споре. 32

Список литературы. 39

Тема этой работы выбрана неслучайно. Значение спора в жизни человека достаточно велико, поскольку он является важным элементом межличностного общения и взаимодействия людей, а также неотъемлемым этапом процедуры принятия любых решений, которые затрагивают их интересы. Для человека «существовать» означает, прежде всего, «существовать вместе с другими и для других», он живет и совершает открытия в себе и в окружающем мире, только находясь в активном диалоге с другими людьми.

Можно уверенно утверждать, что полное единство точек зрения, абсолютное совпадение позиций, мнений, взглядов у разных людей или различных социальных групп невозможно. В связи с этим и ситуацию спора можно рассматривать как одну из абсолютно естественных форм межличностного общения. В современном мире именно умение общаться с окружающими людьми нередко становится определяющим фактором успеха человека в той или иной деятельности. Ведь нет такого человека, который не вступает во взаимодействие с окружающими людьми, будь то профессиональная деятельность или общение в быту.

Основная цель данной работы – рассмотреть культуру дискутивно-полемической речи. В задачи входило установление понятий «дискуссия», «полемика», «спор», выявление требований культуры спора, изучить требования культуры спора.

Обязательным качеством современного делового человека является умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т. е. владеть полемическим мастерством, искусством спора.

В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

§1. Спор: понятие, определение, виды.

Для начала необходимо разобраться, что же такое спор. Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. Там сказано, что спор это:

Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Разногласие, разрешаемое судом.

Поединок, битва, единоборство. Состязание, соперничество.

Итак, общим для всех понятий слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет. [Введенская Л.А., Павлова Л.Г. с. 326]

Далее под спором будет пониматься всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Довольно часто синонимами слова спор выступают: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора. Для того чтобы понять значения этих слов обратимся к тому же «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И.:

Дискуссия — спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика — спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов.

Дебаты — прения, обсуждение вопроса.

Прения — обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п. [Введенская Л.А., Павлова Л.Г. с. 326]

В виду того, что существуют разные виды споров в научной и методической литературе делаются попытки систематизировать их. В качестве оснований берутся самые различные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, количество участников и форма проведения спора.

Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами. По цели различают следующие виды:

спор из-за истины;

для убеждения кого-либо;

спор ради спора;

Итак, спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, т. е., по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в ее решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора, стать для них поистине «умственным пиром». Расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность и возможности выяснения истины, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходится отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.

Также задачей спора может стать убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т. п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

Целью спора бывает победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое — черное, а черное — белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.

Совершенно не встречается теперь в чистом виде пятый тип спора: спор-игра. Сущность этого типа выражена в его названии. Он процветал, в древнем мире, особенно в Греции. Спорят двое; но они не излагают по очереди своих воззрений в целых речах. У древних греков один из собеседников только предлагал вопросы, другой только давал ответы. Отвечающий мог говорить исключительно «да» или «нет», разве иногда с небольшим разъяснением; спрашивающий, со своей стороны, должен был предлагать только такие вопросы, которые допускают лишь простой ответ: «да», «нет». Цель спрашивающего – вынудить у собеседника согласие с утверждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать, т.е. привести его к противоречию с самим собою. Но так как только очень глупый собеседник мог бы сразу попасть на эту удочку, то спрашивающий предлагал ему общие положения, аналогии, примеры из обыденной жизни, вел его от одного допущения к другому и, наконец, составляя их все вместе, принуждал его самого признать свою непоследовательность.

Однако в жизни не всегда удается четко разграничить споры по видам. Так, добиваясь победы, полемист стремится убедить оппонента в правильности своей позиции. А убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений. [Поварин С.И.]

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основные группы:

спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор);

спор-диалог (полемизируют два лица);

спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами),

В свою очередь спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников). Вести спор-полилог, безусловно, трудно. Между тем он может иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают участие в таком споре, тем результативнее он будет.

Свое влияние на спорящих оказывает наличие или отсутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.

В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убедить друг друга, а чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом.

Еще на процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными. Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма — опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т. д. Письменные формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная.

Культура спора (1)

Главная > Реферат >Культура и искусство

Понятие спора. 5

Цели ведения спора и его предмет. 6

Разновидности спора. 7

Рекомендации по ведению спора. 11

Уловки в споре. 13

Список использованной литературы. 19

Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и политику, общающемуся с прессой, с представителями общественности. В процессе профессионального общения приходится отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению. Бывает, что ≪выяснение отношений≫ происходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии.

Споры, дискуссии постоянно сопутствуют жизни людей и коллективов. Решение многих деловых вопросов возможно лишь в рамках обмена мнениями, спора. Сопоставление различных точек зрения способствует развитию мышления, появлению новых идей, позволяет преодолевать застойные явления, которые неизбежны в коллективах, где не приветствуются плюрализм мнений, самостоятельность и инициатива работников.

Способность общаться в современном обществе является основой нашего социального успеха. В информационном обществе информация является главным товаром, и уметь общаться — это уметь использовать этот товар.

В нашем мире, чтобы добиться успеха нужно уметь доказывать людям свои идеи и отстаивать их, для этого нам нередко приходится вступать в спор, а умение спорить это искусство и владение искусством спора является большим плюсом каждого человека.

Спорить всегда трудно. И чаще всего — неприятно (если вы, конечно, не являетесь заядлым спорщиком, для которого подобный способ самоутверждения — смысл жизни). Чаще всего спор автоматом тянет за собой конфликт, испорченные отношения, упавшее до нуля настроение, слезы, а то и — изменение служебного положения, испорченные отношения с начальством, потерянных навсегда друзей и любимых. И все же спорить приходится часто, хотим мы того или нет. Кстати, именно так, во время спора, иногда рождается истина, приходят в голову нужные решения. Сколько людей, столько и точек зрения. А где есть две уверенные в себе точки зрения, там всегда возникает спор: кто кого. По опыту знаю, что крайне редко встречаются люди, ведущие себя в споре корректно и объективно, действительно, желая прийти к единой точке зрения. Чаще всего, мы переходим на личности уже после второго аргумента. И как следствие — обида и потеря надежды хоть на какой-нибудь конструктив.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире.

Другие публикации:  Право граждан рф на пособия

В настоящее время необходимо уметь доказывать свою точку зрения культурно, особенно при деловом общении. Ввиду этого, актуальность данной работы бесспорна.

В данной работе я попробую изложить некоторые важные, на мой взгляд, аспекты спора, а так же основные способы победы в споре (некоторыми из которых являются: склонение противника или собеседника на свою сторону, уход от спора с сохранением собственного мнения в случае признания своей неправоты, а так же избежание спора как такового и др.)

Цель работы – анализ вопроса о культуре спора.

Задачи работы – дать характеристику спора, выявить цели и предмет, показать разновидности спора и уловки в споре.

В процессе профессионального общения прихо­дится отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к противо­положному мнению. Бывает, что «выяснение отношений» проис­ходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии.

Споры, дискуссии постоянно сопутствуют жизни людей и коллективов. Решение многих деловых вопросов возможно лишь в рамках обмена мнениями, спора. Сопоставление различных то­чек зрения способствует развитию мышления, появлению новых идей, позволяет преодолевать застойные явления, которые неиз­бежны в коллективах, где не приветствуются плюрализм мнений, самостоятельность и инициатива работников.

Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убежде­ний и критикуют несовместимые с ними представления другой сто­роны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Спор имеет свои характерные признаки:

на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением и антитезисом («столкновение мнений»);

и пропонент, и оппонент выдвигают доводы в поддержку своих позиций;

каждый из спорящих подвергает критике позицию противоположной стороны. Если какой-то из этих признаков отсутствует, нет и спора.

Итак, спор — это ситуация, когда аргументированно опровер­гается противоположное мнение. Общими для всех спорных си­туаций являются наличие разногласий, отсутствие единого мне­ния, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противополож­ными мнениями.

Не все охотно вступают в спор, особенно подчиненные, и в первую очередь те, которые испытывают обостренное чувство собственной безопасности, если руководитель имеет репутацию человека злопамятного, мстительного. Различия в социальном положении часто обусловливают появление у некоторых ощуще­ния бесполезности хоть какой-то борьбы за собственное мнение. Они уверены в том, что несогласие с начальством может привести лишь к появлению неприязни с его стороны.

2. Цели ведения спора и его предмет.

Всякий спор будет успешным лишь при условии, что четко выделены его цели и предмет.

Цели ведения спора в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы соз­дать дополнительные проблемы, могут быть разделены на конст­руктивные и деструктивные. К конструктивным целям ве­дения спора относятся:

желание обсудить все возможные варианты решения проблемы;

желание выработать коллективное мнение, позицию по обсуж­даемому вопросу;

стремление привлечь к проблеме больше заинтересованных и компетентных лиц;

оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, напротив, отличает желание:

расколоть участников спора на непримиримые группы;

завести решение проблемы в тупик;

использовать заведомо ложную информацию, которая может по­вести спор по ложному пути;

разгромить, дискредитировать оппозицию.

Цели спора в чистом виде, как правило, не проявляются, а мо­гут реализовываться в самых различных сочетаниях.

Предмет спора — это те положения и суждения, которые под­лежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, со­поставления разных мнений. Важно, чтобы участники спора все­гда ясно представляли себе, что же является предметом их разно­гласий. Для того чтобы не потерять предмет спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спор­ной проблемы было плодотворным и результативным, участники спора должны хорошо знать его предмет, разбираться в постав­ленных задачах, быть эрудированными и компетентными.

3. Разновидности спора.

Следует подчеркнуть, что в жизни не все­гда удается четко разграничить виды спора. Однако единой клас­сификации споров не существует.

Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) называют публичный спор на собрании, в печати, целями которо­го являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убеди­тельного обоснования. Если даже участники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии они достигают определен­но лучшего взаимопонимания. Дискуссия также считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами при­ходят к тому или иному выводу.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирую­щий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы. В хо­де дискуссии, как правило, используются только корректные спо­собы ведения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к прекращению дискуссии.

Термин «диспут» (от лат. disputar — рассуждать) первоначаль­но означал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня диспут — это обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профес­сиональных и иных проблем, у которых нет однозначных реше­ний.

Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — это острый спор, столкновение принципиально противополож­ных мнений по тому или иному вопросу.

В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает коллективный поиск истины, в полемическом споре целью явля­ется победа над противником и утверждение собственной пози­ции. Различие целей и средств дискуссии и полемики проявляется в том, что противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонент», а в полемике — «противник». Если полемику можно сравнить с военными действиями, не предполагающими, что противник согласится с применяемыми против него средства­ми, то дискуссия подобна военной игре, в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и при­знаваемые ею.

Слово «дебаты» (от фр. debat — спор, прения) в толковом сло­варе определено так: «прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры».

«Прения» — русское слово, зафиксированное в лексиконе еще в XVII в. и подразумевающее обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор. Прения и дебаты возможны при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Споры подразделяют также в зависимости от их целей: спор как поиск истины, спор для убеждения оппонентов, спор для одержания победы, спор ради спора. Спор как поиск истины может служить средством для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. В таком споре тща­тельно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцени­ваются позиции и взгляды противоположной стороны, т.е. по су­ществу ведется совместный поиск истины. Конечно, такой спор могут вести только компетентные люди, знакомые с данной про­блемой и заинтересованные в ее решении.

Споры в современном обществе

Сегодня в условиях оживленных дискуссий, споров, полемики прежде всего по общественно-политическим вопросам ощущается нехватка культуры ведения диалога в широком смысле, что означает неумение аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать и понимать точку зрения оппонента, оценивать ее, в соответствии с позицией оппонента корректировать свою позицию или настаивать на выдвинутых положениях, совместными усилиями добираться до сути вопросов или искать и находить новые аргументы для убеждения противника.

Типология дискуссии обусловлена логической структурой, целями (интенциями) участников, интеллектуальными возможностями участников, их этическими установками и эмоциональными характеристиками.

Итак, необходимым и основным логическим элементом структуры дискуссии является тезис или тема, которые доказываются участниками спора. Один участник спора утверждает, что такая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. Приведем пример начала спора: «Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,— равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

— Позвольте вас спросить,— начал Павел Петрович, и губы его задрожали,— по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

— Я сказал: «аристократишко»,— проговорил Базаров.

— Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. » (Тургенев И. С. Отцы и дети).

Мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом доказательства. Тезис в современном понимании — это утверждение (или совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов, утверждение, чьи достоинства мы пытаемся установить, утверждение, добавляющее нечто новое к нашим знаниям. Вокруг тезиса должна вращаться вся наша аргументативная деятельность, он имеется в виду в каждый момент спора как цель всей деятельности.

Практически спор происходит следующим образом: некто высказывает мысль (тезис), оппонент находит в ней уязвимые места (пункты разногласия), указывает на них и выдвигает положение, представляющееся оппоненту истинным (антитезис). В приведенном выше примере начала спора тезисом является положение о том, что аристократы — это люди невысоких человеческих качеств, пункт разногласия устанавливается словами: «Я этого мнения не разделяю», а затем выдвигается антитезис: «Я уважаю аристократов — настоящих». Таким образом, тезис — это мысль, которая выделена из спорной мысли; антитезис — это мысль, выдвинутая в противовес тезису и установившая пункты разногласий. Борьба между этими мыслями и составляет сущность наиболее важных правильных споров.

Требования к выдвигаемому тезису и антитезису: формулировка должна быть простой и выражена кратко (нарушением этого правила следует считать составной тезис и антитезис, включающие две и более мысли, которые нужно расчленить на составные элементарные суждения и доказывать отдельно).

Спор может развиваться на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли (тезиса) и на уровне спора о доказательствах (аргументах). В случае проведения спора на уровне доказательства не следует переносить его результаты на истинность исходной мысли. Возможен спор на обоих этих уровнях: от спора о доказательствах спорящие переходят к спору об истинности тезиса.

Спор может быть сосредоточенный и бесформенный. Сосредоточенным спором является такой спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы защитить его или опровергнуть. Таким образом, спор происходит вокруг одной центральной мысли, одного стержня, не отходя от него и не отвлекаясь. Бесформенный спор не имеет такого порядка. Начинается он из-за какого-нибудь одного тезиса, затем в ходе аргументационной деятельности спорящие хватаются за какие-то доказательства или частные мысли и начинают спорить уже из-за них, забыв об исходном положении. К концу бесформенного спора спорящие иногда с трудом могут вспомнить, из-за чего все, собственно, началось. Поэтому при проведении дискуссий, при обсуждении серьезных вопросов важно уметь организовать спор сосредоточенный, по известному плану, хотя сосредоточенный спор может вестись и беспорядочно. Бесформенный спор всегда беспорядочен.

По количеству участников спора отличаются споры простые (одиночные) и сложные. Простым считается такой спор, в котором принимают участие только два человека. Чаще же спор ведется между несколькими лицами, каждый из них выступает или на стороне защиты тезиса, или на стороне нападения на истинность тезиса. Последний вид спора играет важную роль в делах общественных, при обсуждении социально значимых проблем и вопросов, потому что возникает возможность взглянуть на суть проблемы с разных позиций, с разных точек зрения. Истина рождается скорее в споре сложном, чем в одиночном. Чем больше умных и образованных людей участвует в споре, тем упорнее спор, чем важнее тезис спора, тем весомее могут получиться результаты при прочих равных условиях.

Известной трудностью проведения сложного спора является его организация. Спор со многими участниками может проходить успешно лишь в тех случаях, когда все его участники обладают достаточной дисциплиной ума, способностью схватывать суть того, что говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В других случаях необходим руководитель спора.

Спор может происходить при слушателях и без слушателей. Иногда это обстоятельство оказывает решающее воздействие не только на характер спора, но и на его результаты. Поддержка аудитории или ее неодобрение важны для участников, поэтому в таких спорах наблюдается большее упорство во мнениях, большая горячность, большая склонность прибегать к уверткам и уловкам. Самым позорным аргументом в споре является применение физической силы, оно не может быть оправдано никакими соображениями.

В общественной жизни встречается и такой вид спора, как спор для слушателей. К нему прибегают в том случае, если участники спора пытаются не столько убедить друг друга, сколько убедить слушателей или произвести на них то или иное впечатление. Такой вид спора является широко распространенным способом проведения, например, предвыборной агитации: в ход идут иные аргументы, иные формы оценки, иная «риторика», чем если бы это был обычный производственный спор.

Другие публикации:  Адвокат сергей шушпанов

Письменный спор считается более приемлемой формой выяснения истины по сравнению со спором устным. Поэтому письменный научный спор представляет собой особую ценность, хотя и проследить за ним сложнее в силу большой продолжительности его во времени, зависимости от периодичности издаваемых газет или журналов. В хрестоматии по культуре речи приводится классический пример письменной дискуссии, имевшей место в 1954–1955 гг. и проходившей на страницах журнала «Вопросы языкознания». Эта дискуссия по. проблемам стилистики сыграла заметную роль в разработке определяющих понятий теории стилистики.

Отличаются споры теми целями, которые ставят перед собой участники спора, и теми мотивами, по которым они вступают в спор.

С этой точки зрения выделяются пять видов спора: спор, возникающий в целях проверки истины; спор как средство убеждения; спор, основная цель которого — победа; спор-спорт и спор-игра.

Высшей формой спора является спор для разъяснения истины, для проверки какой-либо мысли, для испытания ее обоснованности. В этом виде спора аргументатор выбирает самые сильные доводы. При этом участники спора не уверены в истинности или ложности мысли и пытаются выдвинуть возможные возражения против предложенного тезиса. В процессе такого спора важно выдержать линию на выяснение истины, а не перейти на позицию защиты себя как человека, предложившего на обсуждение данную мысль, возможно, спорную. Этот вид спора особенно полезен в случае необходимости проверки научного открытия, основополагающей идеи и т. д. Оппонент или оппоненты в этом виде спора должны быть приблизительно равными по интеллектуальным возможностям. Сомнительные приемы проведения спора в таком споре исключаются.

Спор для убеждения противника является более низкой формой спора по сравнению с предыдущей. Желая убедить другого человека в истинности какой-либо мысли из лучших человеческих побуждений (честный спор) или в силу преследования собственной выгоды (нечестный спор), участник спора предпочитает оппонента слабее себя и в азарте убеждающей «атаки» может позволить себе прибегнуть к некоторым преувеличениям или приукрашениям. Аргументы выбираются только такие, которые должны показаться убедительными оппоненту. Особенно распространены эти приемы, если участник спора преследует корыстные цели (например, желая продать свой товар).

В споре ради победы ставится цель не приблизиться к истине, не убедить противника, но победить оппонента любыми методами. Аргументы в этом случае выбираются такие, которые могут более всего поставить оппонента в затруднение. К подобным спорам прибегают члены миссионерских сообществ, участники митинговых собраний. Понятно, что для участия в таком споре предпочтительны слабые оппоненты, а в выборе средств для победы спорящие свободны. Главный принцип участника этого спора — «победителей не судят», поэтому в ход идут внушительность тона, острословие, красочные выражения, игра на человеческих чувствах и т. д., т. е. спорящий прибегает к эффектным, но недостойным способам воздействия на противника. Что касается игры на человеческих чувствах, то, по мнению психологов, «взывать к «примитиву» — значит неизбежно оказаться во власти «примитива».

Четвертый вид спора — спор ради спора. Для любителей такого вида спора интересен сам процесс, в своих жизненных представлениях они не последовательны. Поэтому может случиться, что, настаивая на чем-либо вчера, сегодня они станут доказывать совершенно обратное.

Очевидно, что, вступая в спор, следует определить для себя, с каким типом оппонента вы имеете дело, а определив, следовать полушутливым советам И. С. Тургенева: «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего. спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позабавиться?» (Тургенев И. С. С кем спорить. ).

Пятый вид спора — спор-игра — в настоящее время в чистом виде не встречается. Он был распространен в Древнем мире и заключался в том, что один из участников спора задавал вопросы, а другой отвечал в форме «да» или «нет». В ходе спора задающий вопросы должен был подвести отвечающего к согласию с утверждением, противоречащим тезису, т. е. подвести к противоречию с самим собой.

Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева — М., 1999

Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи. Практическая часть

Дата публикации: 18.08.2014 2014-08-18

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Дюпина Ю. В. Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи. Практическая часть // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/72/12277/ (дата обращения: 25.02.2019).

Дискуссия и спор являются, на наш взгляд, одними из основных упражнений, позволяющими не только активизировать мыслительную деятельность студентов, но и дающими возможность педагогу оценить речь учащихся с точки зрения речевой и языковой правильности. Исследователь Т. В. Шакирова отмечает что, существуют разные точки зрения относительно сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.Дискуссия-спориспользуется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т. д. Она построена на принципе «позиционного противостояния», и ее цель — не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью [5, с. 132].

Приведем некоторые схемы, используемые в процессе обучения на практических занятиях по русскому языку и культуре речи.

План-конспект занятия по психологии по теме:
Занятие для подростков «Культура спора»

Занятие направлено на развитие навыков общения и взаимодействия подростков. В нем рассмотрены психологические и этические аспекты спора. Обучающиеся познакомятся с основными понятиями по данной теме, правилами ведения спора, с возможностями управления своим эмоциональным состоянием во время спора, с необходимостью развития уважения к своей собственной личности и личности оппонента.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема Занятия: Культура спора 6 класс

Тема Занятия : Культура спора Цель: познакомить обучающихся с культурой поведения во время спора, с основами правильного ведения спора. Задачи: 1. Рассмотреть психологические и этические аспекты спора. 2. Познакомить детей с правилами поведения во время спора, дискуссии. 3. Развитие уважения к своей собственной личности и личности оппонента. 4. Пополнять словарный запас детей, развивать кругозор. 5. Познакомить обучающихся с возможностями управления своим эмоциональным состоянием во время спора.

Народная мудрость Спор – не ссора, бойся ложного задора! (Пословица) В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает. (Народная мудрость)

Организационный момент (Приветствие « Имя+качество »). Проблемная ситуация. (Определим тему разговора). Рассказ С. Иванова «Спор про вежливость. Теоретическая информация «Искусство спора. Правила ведения спора» Работа с заданиями — Игра «Секрет». -Знакомство со специальными словами и оборотами речи, которые позволяют высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника. — Разбор проблемной ситуации. — Упражнение в ведении диалога. — Обучение детей адекватным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния(гнев, агрессия). — Сочинение диалога — спора вымышленных персонажей. 5. Работа со словарем. Интерпретация слов. 6. Итог урока. Анализ высказываний и афоризмов о ссоре и споре. 7. Заключение. Ритуал Прощания. Упражнение «Доброе животное»

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ». После полдника у нас был разговор про вежливость. -Вот, например, если я сижу в автобусе, — закричала Лиза Петрова, — а входит старушка, я ей сразу место уступаю! -Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян . – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона? -Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место! -Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса! -Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает. Спорили – спорили . И без конца по разговору «пробегали» то осел , то козёл, то ворона, то баран. Вопросы для обсуждения 1. Как вы поняли, почему ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе. 2. О чем спорили дети? 3. Можно ли назвать этих ребят вежливыми? 4. Какие ошибки они допустили во время спора? 5. Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору? 6. Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре? 7. Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора? «Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

Искусство спора Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре. Споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры. Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия. Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Ссо́ра-состояние взаимной вражды;размолвка . Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах: 1. Расспрашивать своего оппонента; 2. Вести с ним беседу; 3. Внимательно выслушивать его доводы.

Правила ведения спора: Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает целей: — противник не сможет сказать, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; — своим внимательным отношением к мнению противника спорящий сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором — спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные слова. Во время спора Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не возможность выплеснуть отрицательные эмоции на своего противника. Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. Ни в коем случае во время ведения спора не оскорбляйте опонента . Иначе это будет уже не дискуссия, а примитивная ссора. В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы. Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди. Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций. Избегайте во время ведения спора фраз типа: «Да Вам всё равно этого не понять!». Неправильно во время спора выражать своё недоверие фразой типа: «Я Вам не верю!». Грамотнее и культурнее сказать: «А вот у меня по этому поводу сложилось иное мнение». Не горячитесь и не нервничайте во время спора. После каждого собственного убедительного высказывания настраивайтесь на молчаливое внимание к словам оппонента. В завершение спора Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать свою ошибку. Если в ходе дискуссии была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться. В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником. Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

Другие публикации:  Штраф за нарушение закона о тишине москва

В споре очень важно уметь находить различные способы для разрешения возникающих ситуаций Игра «Секрет» Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели. Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …) «Добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием» Оскорбления — это доводы неправых. Руссо Ж.

Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого. Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи. Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!… Прочитайте обороты речи. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии, спора.

А теперь, зная правила ведения спора, разберем ситуацию, с которой вы сталкивались в школьной жизни Действующие лица: учитель, ученик. Ученик: Вы поставили мне тройку? Мария Ивановна! Это нечестно! Вы намеренно занижаете мне оценки! Учитель: Маша, если бы ты была учителем, ты была бы рада услышать от своей ученицы верный ответ? Ученик: Ну, да! Но… Учитель: Тогда высокая оценка за правильный ответ была бы заслуженной? Ученик: Да! Учитель: А ты ведь допустила целых две ошибки в ответе. Верно? Ученик: Да!. Но я учила! Учитель: Учить и выучить – разные вещи! Выучить – значит уметь ответить на любой вопрос учителя по данной теме. Правда? Ученик: Да. Но все равно, все равно вы не правы.

Упражнения в ведении диалога. 1. Осенью часто идёт дождь. 2. Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги. 3. В морях вода имеет соленый вкус. 4.Это обидное слово – кличка.. Главная причина речевой неудачи заключается в том, что большинство СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ. Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется», «по моему мнению». Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…» — Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями. Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Упражнение «Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. Отрицательные эмоции вредят СПОРУ! Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Как справиться со своими отрицательными эмоциями (гневом) 1. Научитесь делать паузу Очень важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью. Самый простой способ снятия агрессии и злости — сделать глубокий вдох и досчитать до 10. Если есть возможность, прогуляйтесь. 2. Выдыхайте! Перед тем как что-нибудь сказать, сделайте восемь глубоких вдохов и выдохов. 3. Улыбайтесь! «Ведь улыбка — это флаг корабля.» Вам приятно, когда к Вам относятся доброжелательно? Другим тоже! Попробуйте провести эксперимент: улыбайтесь, когда здороваетесь или благодарите, или просто улыбнитесь конкретному человеку. 4. Улыбка Будды . Успокойтесь и ни о чем не думайте. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. 5. Уменьшаем в росте. Вы можете также избавиться от гнева, который вызывает в вас отдельный человек, представив его намного ниже вас ростом, так, чтобы он стал малозначимым для вас. 6. «Листок гнева» . Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока. 7. Шаг вперед — зверь, шаг назад — человек Это упражнение особенно полезно застенчивым людям, стесняющимся своего гнева и стыдящимся его проявления. Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, выполняя «улыбку Будды» и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. 8. Примеры разрядки накопившейся агрессивности в социально приемлемых формах: 1. переориентация агрессии на безопасные объекты («побей чучело», «порви бумагу», » побоксируй грушу», «постреляй в тире» и т. п.); 2. регламентация процедуры прямого соперничества (участие в соревнованиях, «спортивная злость», стремление к победе); 3. перевод агрессии в не менее воодушевляющих, но допустимых и социально приемлимых видах деятельности и творчества (сочинение страшилок, ужастиков — вспомните «детские» страшилки, которые ребята с удовольствием рассказывают); 4. социально одобряемые формы реализации потенциальной агрессии в борьбе с общим врагом (надо найти такого врага — например, инопланетяне, которые хотят захватить землю); 9. Методики самоуспокоения (считать до 20, делать глубокие вдохи или написать все гневные мысли на листе бумаги, который потом можно разорвать). 10. Составление списка тех действий , которыми ребенок сможет в следующий раз заменить драку. Гнев – это вполне нормальная эмоция, нужно лишь научиться управлять ею.

УПРАЖНЕНИЕ «Глаза в глаза» ( Кряжева Н.Л., 1997) «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. Обсуждение 1. Какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно? 2. Как во время спора мы можем понять какие эмоции испытывает наш оппонент? 3. Как знание эмоций оппонента сможет помочь нам вести спор?

Спор от имени персонажей — Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым.

Глоссарий Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Cпор —это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичный спор на научную или общественно важную тему, но в отличие от дискуссии, происходит однократно, не повторяясь. Прения – это обсуждение проблемы на официальном собрании. Ссо́ра -состояние взаимной вражды; размолвка. Конфли́кт (от лат. conflictus ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Аргументированность — мотивированность , доказательность, обоснованность. Гне́в — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Раздражительность — склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды. Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον , «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Оппонент (от лат. opponens — род. п. opponentis — возражающий ) — противник в споре..

Анализ Высказываний и афоризмов о ссоре и споре «И хорошие доводы должны уступать лучшим.» Шекспир У. «В жарком споре не кипятись.» Константин Кушнер «В споре обогащает не только победа, но и поражение.» Илья Шевелев «Вы можете победить в споре, но потерять друга.» Леббок

Упражнение «Доброе животное» «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Читайте так же:

  • Льготы донорам ростов Льготы донорам крови Содержание статьи: Кто такой донор крови и кто может им стать? Донором является человек в возрастной категории от 18 до 60 лет, который добровольно и безвозмездно отдает кровь, а также компоненты крови для нужд медицины. Этот человек обязан пройти медицинское […]
  • Иск о расторжении брака куда подается Расторжение брака - пошаговая инструкция Брачные взаимоотношения в России регулируются Семейным кодексом РФ (СК РФ), ФЗ «Об актах гражданского состояния», Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и другими действующими нормативными документами. В соответствии со ст. 16 СК РФ брак […]
  • Требования к шаблонов страниц Шаблон целевой страницы Описание шаблона «Целевая страница» ( Landing page is the section of a website accessed by clicking a hyperlink on another web page, typically the website's home page.The Landing page is a page on your site where a visitor arrives after clicking a link or […]
  • Пособие по временной нетрудоспособности в связи с материнством Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 1 статьи 7 внесены изменения 1. […]
  • Заявление о выдаче подотчетных сумм директору Подотчет директору Выдача денег подотчет начинается с оформления заявления подотчетника и проставления на нем разрешительной визы директора (лица, уполномоченного директором принимать решения о расходовании денег из кассы). В заявлении указываются сумма и срок, на который должны быть […]
  • Штраф за вождение без водительского Штраф за вождение без водительского Согласно части 1 ст. 12.7 КОАП РФ за управление ТС без водительского удостоверения на нарушителя накладывается штраф 5 000—15 000 руб. (исключение делается, разумеется, для учебной езды на автомобиле с соответствующим обозначением). Автомобиль в этом […]