Приказ о базе персональных данных

Содержание:

Приказ о базе персональных данных

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Министерством юстиции Украины

12 марта 2015 года

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

от 24 февраля 2015 года №210

Об утверждении Порядка обработки персональных данных в базе персональных данных — Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов

В соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных» и Типовым порядком обработки персональных данных, утвержденным приказом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека от 8 января 2014 г. №1/0214, приказываю:

2. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины (Чмерук Н.А.) в установленном порядке обеспечить:

предоставление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование этого приказа.

3. Государственной фискальной службе Украины (Белоус И.А.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном веб-портале Государственной фискальной службы Украины.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Украины Фудашкина Д.А. и Председателя Государственной фискальной службы Украины Белоуса И.А.

Председателем Государственной службы специальной

Образец приказа о персональных данных работников

Из истории вопроса

Развитие информационных технологий сделало тему защиты персональных данных одной из наиболее обсуждаемых на самых разных уровнях. Масштабные скандалы с утечками конфиденциальной информации из Белого дома или личных сведений миллионов посетителей международного сайта знакомств прогремели на весь мир. Есть случаи и помельче, на уровне организаций (например, использование сотрудницами отдела кадров страниц с личной информацией сотрудников в качестве черновиков-«обороток», размещение в открытом доступе сведений об учениках образовательных учреждений или пациентах клиник). Часто это происходит по незнанию: не все должностные лица понимают, что входит в состав персональных данных. Тем не менее, поисковая фраза «скачать образец приказа о защите персональных данных работников 2019 год» находится на лидирующих позициях в поисковых системах. И на это есть вполне понятные причины.

Отношение государства к таким «оплошностям» решительно меняется в сторону ужесточения наказаний за них. Чтобы не иметь неприятностей, нужно организовать защиту персональных данных так, как этого требует глава 14 ТК РФ и закон № 152-ФЗ. В статье мы коротко расскажем о том, какой пакет документов нужно подготовить, а также дадим образец приказа о защите персональных данных работников.

Организация защиты (пакет документов)

Руководитель предприятия должен своим приказом назначить одного из сотрудников ответственным за обработку и хранение конфиденциальной информации и поручить ему составить локальные нормативные акты. Вот их небольшой перечень:

  • политика организации в отношении персональных данных (в данном случае будет составлен образец приказа об утверждении политики обработки персональных данных в целом по организации);
  • положение об обработке и защите конфиденциальной информации (приказ на утверждение положения о защите персональных данных);
  • перечень лиц, имеющих к ней доступ;
  • согласие на обработку (в общем случае согласие нужно получить от сотрудников, в частных случаях, например, для школ — от родителей, для медучреждений — от пациентов, для газет, журналов и издательств — от авторов и т. д.);
  • соглашение о неразглашении;
  • журнал учета передачи данных.

Порядок разработки и утверждения

Насколько хорошо организации выполняют требования 152-ФЗ, проверяет Роскомнадзор в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312. Для того чтобы у инспектора не было повода «принимать меры», нужно подготовить документы, перечисленные выше, и утвердить их приказами руководителя. Основополагающим станет распоряжение об утверждении Положения — смотрите образец приказа об утверждении положения о персональных данных (2019 год).

Образец приказа о персональных данных работников 2019

Крайне важно соблюдать правило, сформулированное в ст. 86 ТК РФ: все, что мы знаем о работнике, мы должны узнать от него самого. В крайнем случае можно обратиться к так называемой третьей стороне, если работник не владеет необходимой информацией (забыл, потерял. ), но только с его ведома (например, запросить копию диплома в архиве вуза). Работника необходимо поставить об этом в известность и получить его согласие: это делается в форме заявления-согласия на получение сведений у третьей стороны.

Все это надо прописать в положении, с которым работник должен быть ознакомлен до момента подписания трудового договора.

Положение о защите персональных данных работников 2019 года

Допуск к персональным данным

Персональные данные работников — это, образно говоря, «золото и бриллианты», доступ к которым ограничен даже для сотрудников организации. Кто будет иметь к ним доступ — решает директор. Общие требования по работе в данном направлении прописываются в положении (образец приказа об утверждении положения о защите персональных данных 2019 году можно сделать в свободной форме, унифицированной формы данного документа не существует). В то же время отдельным нормативным документом пишут, кто, когда и с какой целью имеет доступ к тем или иным персональным данным. Полный допуск, как правило, имеют:

  • генеральный директор и его заместитель по безопасности;
  • начальник отдела кадров.

Остальные специалисты, в том числе и бухгалтеры, могут иметь доступ только к той информации, которая им необходима для выполнения своих должностных обязанностей.

Бывает, что сведения меняются (например, женщина выходит замуж и меняет фамилию или студент получает диплом о высшем образовании). В этом случае сотрудник подает заявление, и на его основе издается приказ о внесении изменений в ряд документов (см. образец приказа об изменении персональных данных работника). Однако это распоряжение не относится к документам, наличие которых продиктовано ФЗ-152, — это один из стандартных приказов по кадрам.

Медицинская организация обязана особенно внимательно относиться к обработке данных и готовить свою, отраслевую документацию, например иметь приказ о утверждении положения о защите персональных данных и приказ «Перечень персональных данных пациентов, подлежащих защите».

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 мая 2017 г. № 94 “Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения”

В целях реализации пункта 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», пункта 5.2.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения.

2. Признать утратившими силу Временные рекомендации по заполнению формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утверждённые заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Приезжевой 30 декабря 2014 г.

3. Признать утратившими силу Рекомендации по заполнению формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утверждённые заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Приезжевой 29 января 2016 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.А. Приезжеву.

Приложение
к приказу Роскомнадзора
от 30.05.2017 № 94

Методические рекомендации
по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях разъяснения порядка направления операторами, осуществляющими обработку персональных данных (далее — Оператор), сведений об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, об изменении ранее представленных сведений, о прекращении обработки персональных данных (далее — Рекомендации).

1.2. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ) уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных обязан вести реестр операторов.

1.3. Ведение реестра операторов (далее — Реестр) включает в себя:

1.3.1. Внесение сведений об Операторе в Реестр на основании поданного уведомления.

1.3.2. Внесение изменений в сведения об Операторе, содержащиеся в Реестре, на основании полученного информационного письма.

1.3.3. Внесение в Реестр сведений о прекращении Оператором обработки персональных данных на основании поступившего заявления.

1.3.4. Предоставление выписки из Реестра на основании поступившего заявления.

1.4. На Портале персональных данных и официальном сайте Роскомнадзора размещается вся информация, касающаяся ведения Реестра, в том числе:

1.4.1. Рекомендованная форма уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (Уведомление) (Приложение № 1).

1.4.2. Рекомендованная форма уведомления о внесении изменений в сведения об операторе в Реестре (Информационное письмо) (Приложение № 2).

1.4.3. Рекомендованная форма заявления о прекращении оператором обработки персональных данных (Приложение № 3).

1.4.4. Рекомендованная форма заявления о предоставлении выписки из Реестра (Приложение № 4).

1.4.5. Общедоступные сведения об Операторе, содержащиеся в Реестре.

2. Основные понятия

2.1. Оператор — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы (далее — государственные органы), органы местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных.

2.2. Официальный сайт — сайт Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://rkn.gov.ru

2.3. Портал персональных данных — сайт уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://pd.rkn.gov.ru/.

2.4. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.5. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (далее — субъект персональных данных) (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных).

Другие публикации:  Отчетность 77 обновление

2.6. Специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояния здоровья, интимной жизни).

2.7. Биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются Оператором для установления личности субъекта персональных данных.

3. Уведомление об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных (Уведомление)

3.1. Уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется Оператором до начала обработки персональных данных и включает следующие сведения:

3.1.1. Наименование (фамилия, имя, отчество), адрес Оператора, включающие в себя:

3.1.1.1. Для юридических лиц (Операторов):

полное наименование с указанием организационно-правовой формы и сокращенное наименование юридического лица (Оператора), осуществляющего обработку персональных данных;

наименование филиалов (представительств) юридического лица (Оператора), осуществляющего обработку персональных данных;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

3.1.1.2. Для физических лиц:

фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица (Оператора);

данные документа, удостоверяющего личность, дата его выдачи, наименование органа, выдавшего документ;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН, при наличии).

3.1.1.3. Для государственных и муниципальных органов (Операторов):

полное и сокращенное наименование государственного, муниципального органа;

наименование территориальных органов, осуществляющих обработку персональных данных;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

При указании наименования (фамилии, имени, отчества), адреса Оператора, а также направления деятельности рекомендуется использовать также ссылки на код(ы) классификаторов (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС).

3.1.2. Цель обработки персональных данных. Указываются цели обработки персональных данных, а также их соответствие деятельности, при которой такая обработка осуществляется.

3.1.3. Категории персональных данных. Рекомендуется учитывать все категории персональных данных, подлежащих обработке Оператором.

3.1.4. Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.

Рекомендуется указать категории субъектов персональных данных и виды отношений Оператора с субъектами (физическими лицами), персональные данные которых обрабатываются (например: работники (субъекты), состоящие в трудовых отношениях с юридическим лицом (Оператором), физические лица (абонент, пассажир, заемщик, вкладчик, страхователь, заказчик и др.) (субъекты), состоящие в договорных или иных гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом (Оператором) и др.).

3.1.5. Правовое основание обработки персональных данных.

Рекомендуется указать весь перечень нормативных правовых актов, которые закрепляют основания и порядок обработки Оператором персональных данных и соответствуют полномочиям Оператора. Не рекомендуется указывать в качестве правового основания часть 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ. Номер и наименование лицензии на осуществляемый вид деятельности (для лицензируемых видов деятельности) и пункт лицензионных условий, закрепляющий запрет на передачу персональных данных (или информации, касающейся субъектов персональных данных) (при наличии такого запрета).

3.1.6. Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых Оператором способов обработки персональных данных.

Предполагаются действия, совершаемые Оператором с персональными данными, а также описание используемых Оператором способов обработки персональных данных:

— неавтоматизированная обработка персональных данных;

— исключительно автоматизированная обработка персональных данных с передачей полученной информации по сети или без таковой;

— смешанная обработка персональных данных.

При автоматизированной обработке персональных данных либо смешанной обработке желательно указать, передается ли полученная в ходе обработки персональных данных информация по внутренней сети Оператора (информация доступна лишь для строго определенных сотрудников) либо информация передается с использованием сети связи общего пользования (например, Интернет), либо без передачи полученной информации.

3.1.7. Описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 Закона № 152-ФЗ, предполагает указание организационных и технических мер, применяемых для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств.

При использовании Оператором, осуществляющим обработку персональных данных, шифровальных (криптографических) средств, представляются следующие сведения:

а) наименование используемых криптографических средств;

б) класс средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Данную информацию рекомендуется представлять на основании приказа ФСБ России от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

3.1.8. Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты.

3.1.9. Дата начала обработки персональных данных.

Рекомендуется указать конкретную дату (число, месяц, год) начала любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными (как правило, это дата начала осуществления Оператором деятельности, закрепленной в уставных документах).

3.1.10. Срок или условие прекращения обработки персональных данных.

Рекомендуется указывать конкретную дату (число, месяц, год) или основание (условие), наступление которого повлечет прекращение обработки персональных данных.

3.1.11. Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки, предполагают указание перечня иностранных государств, на территорию которых осуществляется трансграничная передача персональных данных.

3.1.12. Сведения о месте нахождения базы данных, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации (далее — база данных), включают в себя:

— наименование стран размещения базы данных;

— конкретные адреса местонахождения базы данных.

Полный перечень сведений, которые могут быть включены в базу данных, содержится в электронной форме Уведомления, размещенной на Портале персональных данных.

3.1.13. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

Уведомление рекомендуется оформлять на бланке оператора по форме, определённой Приложением 1 к Рекомендациям, и направлять в территориальный орган Роскомнадзора (далее — ТО Роскомнадзора) по месту регистрации Оператора в налоговом органе.

3.2. Оператор направляет Уведомление в ТО Роскомнадзора в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного уполномоченным лицом. Электронная форма Уведомления и порядок ее заполнения размещены на Портале персональных данных Роскомнадзора.

3.3. В случае представления оператором неполных или недостоверных сведений представленные данные в Реестр не вносятся, а в адрес Оператора направляется письмо, содержащее перечень недостающих сведений и предложение их предоставить.

3.4. Оператору рекомендуется сообщить по запросу Роскомнадзора (ТО Роскомнадзора) уточненные сведения в течение 30 дней со дня получения такого запроса. Если в течение 30 дней со дня получения запроса Оператор не представил уточненные сведения, то по истечении указанного срока Уведомление с неполными или недостоверными сведениями возвращается Оператору без внесения сведений о нем в Реестр.

3.5. Информация о внесении сведений об Операторе в Реестр размещается на официальном сайте и Портале персональных данных.

4. Уведомление об изменении ранее предоставленных сведений персональных данных (Информационное письмо)

4.1. В случае изменения ранее представленных сведений оператор в течение 10 рабочих дней с момента возникновения таких изменений направляет в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных Информационное письмо.

4.2. Информационное письмо рекомендуется оформлять на бланке Оператора по форме, определённой Приложением 2 к Рекомендациям, и направлять в ТО Роскомнадзора по месту регистрации Оператора в налоговом органе.

4.3. В случае установления факта размещения в Реестре недостоверной или неполной информации об Операторе сотрудник Роскомнадзора (ТО Роскомнадзора) информирует Оператора путём направления в его адрес письма о перечне недостающих или неточных сведений об Операторе, необходимых для внесения (изменения) в Реестр.

Оператору рекомендуется сообщить по запросу Роскомнадзора (ТО Роскомнадзора) уточненные сведения в течение 30 дней со дня получения такого запроса.

4.4. Информация о внесении сведений об Операторе в Реестр размещается на официальном сайте и Портале персональных данных Роскомнадзора.

5. Уведомление о прекращении обработки персональных данных (Заявление)

5.1. Оператор считается прекратившим обработку персональных данных при наступлении следующих условий:

5.1.1. Ликвидация Оператора.

5.1.2. Прекращение деятельности Оператора в результате его реорганизации.

5.1.3. Аннулирование лицензий на осуществление лицензируемой деятельности Оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

5.1.4. Вступившее в законную силу решение суда о прекращении Оператором обработки персональных данных.

5.1.5. Наступление для Оператора срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных им в Уведомлении.

5.2. В случае прекращения обработки персональных данных Оператор в течение 10 рабочих дней со дня наступления заявленного срока или условия прекращения обработки персональных данных направляет в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных Заявление с приложением документов, подтверждающих условия исключения оператора.

5.3. Заявление рекомендуется оформлять на бланке Оператора по форме, определённой Приложением 3 к Рекомендациям, и направлять в ТО Роскомнадзора по месту регистрации Оператора в налоговом органе.

5.4. При поступлении в Роскомнадзор (ТО Роскомнадзора) Заявления в Реестр вносятся сведения о прекращении Оператором обработки персональных данных.

5.5. Информация о прекращении Оператором обработки персональных данных, внесённая в Реестр, размещается на официальном сайте и Портале персональных данных Роскомнадзора.

6. Получение выписки из Реестра

6.1. Сведения об Операторе, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и размещаются для ознакомления на официальном сайте и Портале персональных данных Роскомнадзора. Тем не менее, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Роскомнадзор (ТО Роскомнадзора) для получения выписки об Операторе из Реестра.

6.2. Заявление о представлении выписки рекомендуется составлять по форме, определённой Приложением 4 к настоящим методическим рекомендациям, и направлять в ТО Роскомнадзора по месту регистрации указанного Оператора в налоговом органе.

6.3. Выписка из Реестра предоставляется при наличии в заявлении следующих сведений:

6.3.1. Полного наименования, ИНН, ОГРН, адреса местонахождения и почтового и/или электронного адреса заинтересованного юридического лица и фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии), почтового и/или электронного адреса заинтересованного физического лица.

6.3.2. Наименования Оператора, его ИНН (ОГРН) и/или регистрационного номера записи в Реестре.

6.4. При отсутствии в заявлении о предоставлении выписки из Реестра необходимых для её предоставления сведений в адрес Заявителя направляется письмо с указанием причины отказа в предоставлении выписки из Реестра.

Приложение № 1
к Методическим рекомендациям по уведомлению
уполномоченного органа о
начале деятельности по
обработке персональных данных
и внесении изменений в ранее
представленные сведения

Уведомление об обработке

(о намерении осуществлять обработку) персональных данных

(полное и сокращенное наименования (ИНН, ОГРН), фамилия, имя, отчество

(при наличии) Оператора)

(адрес местонахождения и почтовый адрес Оператора)

(правовое основание обработки персональных данных)

(цель обработки персональных данных)

(категории персональных данных)

(категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются)

Обработка вышеуказанных персональных данных будет осуществляться путем:

(перечень действий с персональными данными, общее описание используемых

Оператором способов обработки персональных данных)

Для обеспечения безопасности персональных данных принимаются следующие

(описание мер, предусмотренных ст. ст. 18.1 и 19 Федерального закона

N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», в т.ч. сведения о

шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического

ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их

контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты)

Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи

(при наличии трансграничной передачи персональных данных в процессе их

указывается перечень иностранных государств, на территорию которых

трансграничная передача персональных данных)

Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей

Другие публикации:  Приказ 110 помилование

персональные данные граждан Российской Федерации:

(страна, адрес местонахождения базы данных,

наименование информационной системы (базы данных)

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных:

(сведения об обеспечении безопасности персональных данных в

соответствии с требованиями

к защите персональных данных, установленными Правительством Российской

Дата начала обработки персональных данных:

(число, месяц, год)

Срок или условие прекращения обработки персональных данных:

(число, месяц, год или основание (условие), наступление которого повлечет

прекращение обработки персональных данных)

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

«____» _______________ 20_____ г.

Приложение № 2
к Методическим рекомендациям по уведомлению
уполномоченного органа о
начале деятельности по
обработке персональных данных
и внесении изменений в ранее
представленные сведения

о внесении изменений в сведения об операторе

в реестре операторов

(полное и сокращенное наименования (ИНН,ОГРН), фамилия, имя, отчество

(при наличии) Оператора)

(адрес местонахождения и почтовый адрес Оператора)

(регистрационный номер записи в реестре)

(правовое основание обработки персональных данных)

(цель обработки персональных данных)

(категории персональных данных)

(категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются)

Обработка вышеуказанных персональных данных будет осуществляться путем:

(перечень действий с персональными данными, общее описание

используемых оператором способов обработки персональных данных)

Для обеспечения безопасности персональных данных принимаются следующие

(описание мер, предусмотренных ст. ст. 18.1 и 19 Федерального закона

N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», в т.ч. сведения о

шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического

лица, ответственных за организацию обработки персональных

данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса

Сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи

(при наличии трансграничной передачи персональных данных в процессе их

с указанием перечня иностранных государств, на территорию которых

осуществляется трансграничная передача персональных данных)

Сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей

персональные данные граждан Российской Федерации:

(страна, адрес местонахождения базы данных,

наименование информационной системы (базы данных)

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных:

(сведения об обеспечении безопасности персональных данных в

соответствии с требованиями

к защите персональных данных, установленными Правительством Российской

Дата начала обработки персональных данных:

(число, месяц, год)

Срок или условие прекращения обработки персональных данных:

(число, месяц, год или основание (условие), наступление которого

повлечет прекращение обработки персональных данных)

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

«___» _____________ 20__ г.

Приложение № 3
к Методическим рекомендациям по
уведомлению
уполномоченного органа о
начале деятельности по
обработке персональных
данных и внесении изменений
в ранее представленные
сведения

о внесении в реестр операторов сведений о прекращении оператором

обработки персональных данных

(полное наименование (фамилия, имя, отчество — при наличии) заявителя)

(адрес местонахождения, почтовый адрес заявителя)

Сведения об операторе:

(наименование, ИНН (ОГРН), регистрационный номер записи в реестре)

Основание исключения из реестра:

(ликвидация Оператора, реорганизация Оператора, прекращение

деятельности по обработке пд,

аннулирование лицензии, наступление срока или условия прекращения

обработки, решение суда)

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

«___» ________________ 20__ г.

(прилагаемые документы, подтверждающие условия исключения Оператора из

Приложение № 4
к Методическим рекомендациям по
уведомлению
уполномоченного органа о
начале деятельности по
обработке персональных
данных и внесении изменений
в ранее представленные
сведения

о предоставлении выписки из реестра операторов

(полное наименование (фамилия, имя, отчество) заявителя)

(адрес местонахождения, почтовый адрес заявителя)

(ИНН, ОГРН заявителя)

Сведения о запрашиваемом операторе:

Наименование Оператора, ИНН (ОГРН), и/или регистрационный номер записи в

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

«___» ________________ 20___ г.

Обзор документа

Утверждены методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения.

Роскомнадзор ведет реестр операторов, обрабатывающих персональные данные. Речь идет о федеральных, региональных органах власти, иных госорганах, о муниципальных органах, юрлицах или физлицах, организующих и (или) осуществляющих обработку персональных данных.

Операторы уведомляют Роскомнадзор до начала обработки персональных данных.

При изменении ранее представленных сведений оператор в течение 10 рабочих дней направляет в Роскомнадзор информационное письмо.

Если в реестре размещена недостоверная или неполная информация об операторе, Роскомнадзор информирует его об этом. Уточненные сведения рекомендуется представить в течение 30 дней со дня получения такого запроса.

Предусмотрены случаи, когда оператор считается прекратившим обработку персональных данных.

Сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными и размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора. Вместе с тем любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Роскомнадзор для получения выписки об операторе.

Приводятся формы необходимых уведомлений, заявлений, писем.

Утратили силу временные рекомендации по заполнению формы уведомления об обработке персональных данных, а также рекомендации по заполнению формы уведомления.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ликбез по персональным данным для компаний, которые их обрабатывают

Термины, нюансы и частые заблуждения — в материале от экспертов службы безопасности компании «Онланта» (входит в группу компаний ЛАНИТ).

Разбираемся в юридической терминологии и тех самых нюансах, из-за которых можно оказаться в суде.

Объясняем термины человеческим языком

Главный закон, который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных — это Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

Первый термин, который требуется понимать, — персональные данные.

Что такое персональные данные

Это любая информация, с помощью которой можно идентифицировать человека: например, ФИО, дата рождения, образование, доходы и даже семейное положение. Вы спросите: «А что, моя фамилия, напечатанная на визитке, — это тоже персональные данные?»

Ответ: «Да». По закону неважно, напечатана ли на визитке только ваша фамилия или в сочетании, например, с номером телефона и адресом. И первое, и второе, и третье — персональные данные. Правда, за хранение визитки или номера телефона девушки в телефонной книге отвечать по закону не придётся, но об этом ниже.

Идём дальше. В СМИ постоянно пишут «хранение персональных данных». Правильно говорить не хранение, а обработка персональных данных. В чём разница? Хранение — это лишь часть того, что называется обработкой персональных данных. Любые действия, которые вы совершаете с персональными данными (собираете, накапливаете, храните, передаёте, изменяете), в законе обозначены как «обработка персональных данных».

Важно понимать, что в законодательстве выделяется два субъекта персональных данных: оператор и обработчик. Оператор осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработчик — это тот, кто совершает какие-либо действия с персональными данными: сбор, хранение, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, удаление, обезличивание и так далее.

На самом деле, обработчик — это не только конечный пользователь, которому персональные данные нужны для работы, но и любой промежуточный пользователь, через руки которого прошли эти персональные данные. Показываем на практике.

У интернет-магазина есть база данных клиентов, которая размещена в «облаке» сторонней компании. С этой базой работает маркетинговое агентство. Вопрос: сколько операторов персональных данных мы имеем?

Правильный ответ — одного. Это интернет-магазин, который задаёт цели обработки персональных данных. Второй вопрос: сколько обработчиков персональных данных мы имеем? Правильный ответ — два.

  1. Компания, в облаке которой размещена база данных интернет-магазина.
  2. Маркетинговое агентство, которое извлекает данные и на основе этих данных может подготовить рекламное предложение клиентам.

Персональные данные обрабатываются во множестве различных учреждений: например, в банках, школах, поликлиниках, визовых центрах. Не говоря уже про интернет-страницы, где мы регистрируемся, оставляя свои адреса электронной почты и телефонные номера. Но как и где именно?

В законе есть такой малопонятный термин, как «информационная система персональных данных». Если попытаться объяснить простыми словами — это целый комплекс, состоящий из серверов баз данных, технических средств, обеспечивающих их обработку, и информационных технологий. В соответствии с законодательством любую информационную систему персональных данных необходимо защищать.

Методы защиты информации бывают разными.

  • Физическими: например, в комнате, где расположены компьютеры, могут быть установлены камеры, использоваться пропускной режим, сигнализация.
  • Техническими — c помощью специализированных средств защиты информации.
  • Административными: всевозможные регламенты и правила, регулирующие обработку персональных данных внутри компании.

Одно из средств защиты информации — это обезличивание персональных данных. Что это такое? В визовом центре каждому подающему на визу человеку присваивается отдельный идентификационный номер. Сам по себе номер не относится к персональным данным, так как обезличивает человека: по нему нельзя определить лицо, подавшего документы на визу.

Кажется, я обрабатываю персональные данные

Итак, с терминологией разобрались. Теперь всем представителям бизнеса, в особенности индивидуальным предпринимателям, у которых может быть всего несколько сотрудников в штате, стоит честно ответить на вопрос: «Обрабатываю ли я персональные данные?»

Да, если вы владелец сайта с посещаемостью пять человек в неделю, но на нём есть форма обратной связи с полями «ФИО, адрес электронной почты, телефон». Информация о том, для каких целей вы собираете персональные данные, как вы их используете, должна быть представлена на вашем сайте.

Да, если вы обрабатываете персональные данные своих сотрудников или сторонних специалистов, нанятых для выполнения каких-то работ.

Да, если вы работаете с частными клиентами и вам требуются их паспортные данные для заключения договоров — это касается турагентств, фитнес-центров, разного рода сервисных компаний, интернет-магазинов и прочего.

И снова да, если вы бюджетная организация, политическая партия или детский сад. Последние обладают не только информацией о ребёнке, но и о его родителях, включая место работы и должность. Не говоря уже о медицинских учреждениях — там море личной деликатной информации, которую необходимо надёжно хранить.

Однако если вы используете данные для личной коммуникации без коммерческой выгоды, то требования законодательства на вас не распространяются и ни о какой уголовной ответственности речи идти не может.

Например, использование вами контактов, напечатанных на визитке, которую вы получили от коллеги, или номеров телефонов в записной книжке на смартфоне, информации в социальных сетях не накладывает на вас ответственность перед законом.

Главное — не разглашать данные рекламодателям и не публиковать их без разрешения владельцев персональных данных в открытом доступе.

Определяем категорию персональных данных

Поздравляем, вы — гордый обладатель звания «оператор персональных данных». Самое важное теперь — понять, какие именно персональные данные вы обрабатываете. Потому что именно от категории персональных данных зависит, как данные защищать и каким требованиям нужно соответствовать. Категории подробно описаны в ФЗ-152 и постановлении правительства от 1 ноября 2012 г. N 1119.

Категории персональных данных простыми словами:

Общедоступные персональные данные: данные из открытых ресурсов, которые публикуются субъектом персональных данных или с его одобрения. Общедоступные данные — это данные из СМИ или интернета.

Пример: информация, выложенная в открытый доступ в социальных сетях или на сайте компаний. Номер телефона и семейный статус, опубликованный в открытом доступе в Facebook. Имя сотрудника и занимаемая им должность на сайте работодателя.

Биометрические персональные данные: к этой категории причисляются все данные по физиологическим и биологическим особенностям людей.

Пример: вес, рост, цвет глаз или волос, длина волос, группа крови, фотография.

Персональные данные специальной категории: сюда относится информация о принадлежности к какой-либо расе и нации, политические взгляды, религиозные и философские убеждения, состояние здоровья или интимной жизни.

Пример: врачебный диагноз (информация о том, чем вы болели, когда, какой врач вас лечил).

Другие публикации:  Приказ по тест-полоскам

Персональные данные иных видов — сюда входят персональные данные, не вошедшие в указанные выше категории.

Пример: корпоративная информация. Карточки учёта сотрудников, в которых содержатся сведения, с которыми работает HR и бухгалтерия: зарплата, периоды отпуска, даты приёма на работу.

Категория, количество, тип угроз — уровень защиты

После того, как вы определились с категорией персональных данных, вам надо понять точное количество данных, которое вы обрабатываете: до 100 тысяч или свыше 100 тысяч.

Узнали категорию и количество, определите тип угрозы:

Угрозы №1. «Дыры» и уязвимости в операционной системе. Пример: уязвимости, которые используют хакеры для проникновения в операционную систему с целью хищения информации.

Угрозы №2. «Дыры» и уязвимости в прикладном ПО, то есть в софте, который используется в вашей повседневной работе. Пример: Word, Excel.

Угрозы №3. Все другие угрозы, не указанные в первых двух типах. В первую очередь, человеческий фактор. Сотрудник может оставить открытым документ на незаблокированном компьютере, отправить документ на печать на чужой принтер или по электронной почте.

Количество персональных данных, категория, тип угроз — все вместе позволяют определить, какой уровень защиты требуется вашей информационной системе. Всего сейчас существует четыре уровня защиты.

Первый и самый высокий уровень защиты чаще всего применяется для обработки персональных данных в государственных органах и медицинских учреждениях. Четвёртый уровень защиты — самый простой, чтобы его обеспечить, иногда достаточно выполнить организационно распорядительные меры, в основном он касается защиты общедоступных данных.

Определить уровень защиты можно по этой таблице.

Больница обрабатывает персональные данные своих пациентов — это персональные данные специальной категории. Также она обрабатывает персональные данные сотрудников — это персональные данные иной категории. Скорее всего, у больницы две базы данных. Если сложить обе базы, получится общее количество персональных данных, которые крутятся в информационной системе этой больницы.

Например, всего их — до 100 тысяч. Далее смотрим, как обрабатываются данные: автоматизировано (в компьютере) или не автоматизировано (в ручной картотеке). Если всё автоматизировано, смотрим, какое ПО использует больница, какие у него есть уязвимости.

Исходя из этого выявляются угрозы и их уровень. Складываем все факторы и получаем класс защиты второго уровня. Смотрим, какие требования в законе прописаны ко второму уровню защищённости. На базе этих требований необходимо будет построить защиту информационной системы для соответствия требованиям ФЗ.

Немного про опасность утечек персональных данных

Зачем вообще так беспокоиться о защите персональных данных? Персональные данные — это дорогой товар на чёрном рынке. За профиль, содержащий полные данные медицинской карты человека, мошенникам готовы платить внушительные суммы. Отдельный рынок — продажа деталей банковских карт; аккаунты в социальных сетях.

Последствия утечки персональных данных бывают разными. Данные могут оказаться в открытом доступе в интернете: например, в сети легко можно найти украденные базы данных с адресами и телефонами клиентов компаний. Зная имя и фамилию, любой может узнать домашний адрес человека, залезть в соцсети, посмотреть профиль или просто написать SMS на мобильный телефон.

Персональные данные могут попасть в базу назойливой рассылки какой-нибудь коммерческой организации, тогда их владельца начнут одолевать непрошенными предложениями услуг. Также ими могут воспользоваться интернет-мошенники для онлайн-казино или чтобы открыть электронный кошелёк.

В худших случаях злоумышленник может выдать себя за другого человека и взять кредит на чужое имя. К числу наиболее тяжёлых последствий утечек персональных данных относятся: противоправные действия с недвижимостью, кража денег с банковских карт, шантаж родственников и регистрация фирмы.

Бремя ответственности

Вы поняли важность вопроса и готовы нести ответственность? Правильно. Потому что ответственность за сохранность персональных данных полностью лежит на операторе.

Это значит, что оператор должен позаботиться о том, чтобы информация не утекла в публичный доступ или не попала в руки третьих лиц, которые не имеют на неё никаких прав. Для этого требуется постоянный мониторинг и предотвращение угроз безопасности данных, контроль за уровнем сохранности информации и её восстановление в случае утраты.

В нашей стране Роскомнадзор контролирует соблюдение законодательства в области обработки персональных данных. Этот орган реагирует на жалобы, регулирует отношения между субъектами и операторами.

За технические требования по защите информации отвечает ФСТЭК и ФСБ: они вырабатывают требования и контролируют их исполнение.

Требования по обработке персональных данных

А теперь пришло время изучить таблицы с требованиями по технической защите персональных данных. Подробности можно найти в приказе Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21.

Но начните хотя бы с этого:

  1. Зарегистрируйтесь в Роскомнадзоре как оператор персональных данных. Требуется подать заявление в Роскомнадзор в бумажном или электронном виде. Информация по ссылке.
  2. Получите согласие в письменном виде от всех субъектов, чьи персональные данные обрабатываются. Согласие на обработку персональных данных — это главный юридический документ, который подтверждает законность обработки персональных данных.
  3. Разработайте внутреннюю документацию. Ввод в действие приказом руководителя организации «Положения об обработке персональных данных». В этом документе оператор поясняет, как он планирует использовать персональные данные, для чего и куда они будут переданы. Это основополагающий документ, который требуется любому оператору персональных данных. На его основании разрабатываются все остальные распорядительные документы.

Многие владельцы сайтов думают, что если посетитель нажал кнопку «Я согласен на обработку персональных данных», юридических проблем не будет, а обработка данных автоматически попадает в легальное поле. Это не так.

С юридической точки зрения есть только два способа подтвердить своё согласие на обработку персональных данных: поставить подпись на бумаге или при помощи электронной цифровой подписи.

Во всех остальных случаях, если дело дойдёт до суда, владелец сайта никак не сможет подтвердить, кто именно нажимал кнопку «Я согласен». Остаётся только надеяться, что субъект, пришедший к вам на сайт, добровольно передаёт свои данные и жалобу не подаст.

Неужели действительно могут быть проверки

Да, проверки могут быть от Роскомнадзора.

Ежегодно Роскомнадзор публикует перечень проверок выборочно из списка зарегистрированных операторов, если компания попала в перечень проверок, то следующая плановая проверка возможна не ранее чем через три года. Посмотреть, не попала ли ваша компания в список этого года, можно здесь.

Проверки вне плана обычно вызваны жалобами. Если проверка внеплановая, вас о ней должны предупредить за сутки в письменном виде.

Также могут быть документарные проверки. При документарной проверке вам пришлют список документов, копии которых надо будет отправить в Роскомнадзор.

Иногда Роскомнадзор делает выездные проверки: инспекторы лично наносят визиты, чтобы проверить компанию на месте.

Подготовка к любой из этих проверок — трудоёмкое занятие. Будете ли вы решать задачу подготовки к проверке самостоятельно, или привлечёте внешних специалистов, для начала надо определить, кто в компании будет отвечать за соблюдение ФЗ-152.

Штрафы, суды и другие ужасы

За нарушение 152-ФЗ предусмотрена гражданская, уголовная, административная, и дисциплинарная ответственность.

Итак, Роскомнадзор провёл проверку, если он обнаружил несоответствия законодательству, он выдаст предписание следственному комитету провести разбирательство по факту нарушения закона «О персональных данных».

После этого прокуратура начнёт проверку, в ходе которой она может приостановить деятельность компании: изъять базу данных компании, в частности, компьютеры, на которых производилась обработка персональных данных.

Нарушителей закона прежде всего ждут штрафы. Размеры штрафов варьируются в зависимости от правонарушений. Так, за обработку персональных данных без письменного разрешения субъектов юридическим лицам придётся понести административную ответственность.

Даже если оператор готов заплатить штраф, а по меркам крупного бизнеса он не кажется огромным, правонарушителю всё равно придётся устранить несоответствие перед законом (например, удалить хранящиеся данные) и уведомить об этом Роскомнадзор.

Худший сценарий — это если Роскомнадзор решит отозвать лицензию компании, запретить бизнесу обработку персональных данных, а сайты, незаконно публикующие персональные данные граждан, подвергнуть блокировке.

За прошедшие несколько лет в России самый громкий скандал был связан с блокировкой сайта LinkedIn, владельцев которого обвинили в обработке персональных данных граждан без их согласия на серверах, находящихся за пределами РФ. Также «нашумела» блокировка сервиса autonum.info.

Сколько мне это будет стоит денег и сил

Организовать обработку персональных данных можно самостоятельно или с помощью компании, которая предоставляет подобную услугу.

Если решили обрабатывать персональные данные самостоятельно, потребуется:

  1. Разобраться, какую категорию персональных данных вы обрабатываете и какие есть технические требования к их защите.
  2. Своими силами или с помощью ИТ-компании разработать технические решения, подготовить закупки необходимого оборудования и программного обеспечения, установить его и внедрить.
  3. Оформить все юридические документы. Разработать комплект внутренних документов: инструкций и регламентов.

На это уйдёт в лучшем случае три-четыре месяца, стоимость такого внедрения может составить 200-300 тысяч рублей — это стоимость покупки оборудования, лицензий. Трудозатраты и дальнейшая поддержка информационной системы — отдельная статья расходов. Также потребуется администратор, который будет контролировать работу системы.

Если говорить объективно, совсем маленькие компании просто не выполняют все требования закона в надежде, что проверки не будет. Возможно, её действительно не будет. Другие компании создают «потёмкинские деревни», лишь делая вид, что обрабатывают персональные данные в соответствии с требованиями законодательства, иными словами, «покупают» необходимые документы.

В следующем материале мы покажем, как посчитать стоимость обработки персональных данных внутри компании и расскажем, когда выгоднее заниматься обработкой персональных данных самим, а когда лучше отдать на хранение в «облаке».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Читайте так же:

  • Федеральный закон от 23062019 171-фз о внесении изменений Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ"О внесении изменений в Земельный кодекс […]
  • Федеральный закон 79-фз о запрете Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными […]
  • Судебные приставы г новотроицк Новотроицкий Городской отдел судебных приставов Оренбургской области Адрес: 462351, Россия, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Советская, д. 140А, Время работы: Вт с 09.00 по 15.00, Чт с 14.00 до 18.00 Телефон для справок: +7(3537)68-03-63 Начальство Новотроицкий ГОСП Белогривая […]
  • Защита прав потребителей доклады Размещен: 6 Июня 2017 г. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году" Вид документа - Государственный доклад Файлы для загрузки © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2019 Почтовый адрес: […]
  • Федеральный закон рф no 59 Федеральный закон рф no 59 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 […]
  • Сдать отчетность в пенсионный фонд ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Отчетность с 2017 года Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п"Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального […]