Налог легальное определение

Понятие налога в законодательстве и судебной практике (Д. Винницкий, «Российская юстиция», N 3, март 2003 г.)

Понятие налога в законодательстве
и судебной практике

Выработка современной легальной дефиниции понятия «налог» явилась результатом значительного изменения положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), практики его применения. Существенное влияние на этот процесс оказали и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным делам, связанным с налоговыми правоотношениями.

До принятия части первой Налогового кодекса РФ (далее — НК) в ст.2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указывалось, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Названный Закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос». Проводимая в настоящее время кодификация налогового законодательства сопровождается и унификацией используемой терминологии. НК ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст.8 Кодекса: «налог» и «сбор».

Понятие налога в действующем российском законодательстве о налогах и сборах является многозначным. Под налогом понимаются: определенная процедура (или порядок действий, действие); материальный объект налогового правоотношения; определенная совокупность норм, правовой институт.

Легальное определение налога (ст.8) сформулировано исходя из понимания налога как определенной процедуры, порядка действий. Действительно, в п.1 ст.8 НК налог трактуется как «. платеж, взимаемый. в форме отчуждения. денежных средств». Несмотря на то что данную дефиницию нельзя признать безупречной, из нее все-таки очевидным является то, что законодатель, определяя налог через слово «платеж», понимает под ним (налогом) определенное действие, точнее — образ действий, порядок действий. Не случайно в определение налога включены слова «обязательный» и «индивидуально безвозмездный», характеризующие суть производимого действия. Фраза утратила бы смысл, если бы мы трактовали в данном случае налог как «денежную сумму», «часть собственности». Следовательно, в таком значении понятие «налог» обозначает действие (или порядок действий) участников налогового правоотношения.

С другой стороны, в гл.8 НК выражения «перечисление налога», «уплата налога» по существу используются для обозначения определенной суммы, подлежащей перечислению в рамках конкретного налогового правоотношения, т.е. налог трактуется как материальный объект налогового правоотношения. Еще ранее, до принятия НК, Конституционный Суд РФ отмечал, что одной из существенных черт налога является то, что он всегда представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая как таковая должна передаваться на законном основании субъектам публичной власти при наступлении определенных сроков. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. указывалось, что «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». Логично предположить, что, используя в гл.8 НК выражения «перечисление налога», «уплата налога», законодатель понимает под налогом не процедуру (порядок действий), не действие (платеж), а определенную сумму, т.е. налог как материальный объект налогового правоотношения.

В определенных случаях законодатель использует выражения «установление налога», «введение налога» и т.п. При этом налог понимается как определенный правовой институт. Таким образом, в подобных случаях речь идет об установлении и (или) введении определенных нормативных моделей, закрепляемых в нормах налогового права и обусловливающих возникновение налоговых правоотношений. В таком же смысле отдельные главы части второй НК именуются: «Налог на добавленную стоимость» (гл.21 НК), «Налог на доходы физических лиц» (гл.23 НК). Очевидно, что в этом контексте термин «налог» выступает в качестве части наименования соответствующего правового института.

Однако основное содержание юридического понятия налога раскрывается при его определении как некоторой процедуры, порядка действий, как бы мы их ни именовали: «форма отчуждения», «средство распределения», «платеж», «взнос» и т.д. Закрепленная в ст.8 НК дефиниция понятия «налог» отражает именно такое понимание сущности и назначения налога как важнейшего социального института. Из положения ч.1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст.3 НК) усматриваются следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории Российской Федерации: налог устанавливается законно избранными представителями народа (т.е. законно сформированным представительным органом); он ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу казны; он социально обусловлен; безвозвратен; безвозмезден; общеобязателен; имеет стоимостной (денежный) характер; основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Понятие налога мы рассмотрели в общем (концептуальном) плане. Но вне зависимости от того, как понимать налог (определенная процедура, материальный объект налогового правоотношения и т.д.), следует уточнить вопрос о его соотношении с понятием авансового платежа по налогу. Необходимость остановиться на этом вопросе подтверждается противоречивостью соответствующей судебной практики. При разрешении конкретных дел арбитражные суды иногда отказывают налоговым органам во взыскании пени за несвоевременную уплату авансовых платежей, утверждая при этом, что «авансовые платежи по налогу», а также «декадные или иные промежуточные платежи по налогам» — это собственно не налоги (ряд постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа). Так, в постановлении этого арбитражного суда от 23 октября 2000 г. записано буквально следующее: «Согласно п.1 ст.2 и п.2 ст.9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговым периодом по налогу на прибыль установлен календарный год. Этот налоговый период. состоит из трех отчетных периодов — первого квартала, полугодия, девяти месяцев. По итогам этих периодов предусмотрена уплата авансовых платежей, которые являются промежуточными платежами. Однако эти платежи собственно налогом на прибыль не являются, поскольку налог уплачивается с налоговой базы, определяемой только по итогам налогового, а не отчетного периода». В соответствии с такой логикой делался вывод о том, что НК не предусматривает даже права налоговых органов требовать от налогоплательщиков уплаты доначисленных сумм авансовых платежей в случае их неправильного исчисления и уплаты. Таким образом, в результате неверной трактовки понятия налога обязанность налогоплательщика по уплате авансовых платежей оказывается не обеспеченной какими-либо санкциями и мерами принудительной реализации.

В основу, как я полагаю, ошибочных судебных решений была, видимо, положена формулировка, содержащаяся в п.1 ст.55 НК. Согласно этой статье налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате, определяются по окончании налогового периода. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Анализируя это предписание, суды приходили к выводу о том, что «налог» и «авансовый платеж» — это два самостоятельных понятия. По этой причине, рассматривая те или иные нормы НК, оперирующие понятием налога (ст.45-48, 75, 120, 122 и др.), некоторые судебные органы считали, что соответствующие положения могут быть распространены лишь на уплату налога, но не авансового платежа по налогу. При этом, однако, не учитывалась логическая связь между понятиями «налог» и «авансовый платеж по налогу»: авансовый платеж — это часть налога, несвоевременная уплата авансового платежа — это нарушение срока уплаты определенной части самого налога (ст.57, п.1 ст.58 НК).

Пункт 1 ст.58 НК устанавливает, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке. Уплата налога авансовыми платежами — это «иной порядок» уплаты налога, в соответствии с которым он платится по частям. Налог и авансовый платеж по налогу, исчисляемый на основе сформировавшейся части налоговой базы, должны соотноситься как целое и часть, вне зависимости от подходов к трактовке налога в концептуальном плане. Это утверждение не исключает разграничения налога и авансового платежа по иным критериям (несущностного характера). Например, авансовый платеж в отличие от налога — это платеж неокончательный. Уплата авансового платежа не препятствует, в частности, последующему возврату выплаченных сумм после расчета налога по итогам налогового периода.

Таким образом, налог и авансовый платеж по налогу — это платежи одной юридической природы, опосредующие действия, направленные на исполнение одной налоговой обязанности конкретного субъекта. Следовательно, по общему правилу, все положения НК, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате налога, должны распространяться и на исполнение обязанности по уплате части этого налога, т.е. авансового платежа. Исключение составляют нормы об ответственности — ст.120, 122 НК, поскольку они направлены на оценку исполнения (неисполнения) налоговой обязанности в целом, а не отдельного этапа ее реализации.

кандидат юридических наук

«Российская юстиция», N 3, март 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

§ 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

В Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Другие публикации:  Ветеранский стаж для мужчин

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие «государственная пошлина» в НК РФ не раскрывается.

Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Французский ученый П.М. Годме указывал, что налог, возможность его взимания являются существенным выражением суверенитета государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства.

Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная (от лат. слова fiscus — государственная казна). Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы.

Соотношение этих функций при взимании налогов и сборов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, от установления отдельных видов налогов и сборов. В литературе отмечалось также, что налогам, как и другим финансовым категориям, свойственна функция контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и иными сферами общественной жизни. В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного управления обществом.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам. Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога существует деление на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

В ранее действующем налоговом законодательстве России (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. В Налоговом кодексе РФ отсутствует легальное определение налоговой системы России. Система налогов, закрепленная Налоговым кодексом РФ, составляет ядро налоговой системы страны.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система -характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений и т. д.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусмотреть иной порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней, то есть федеральным и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В настоящем учебном пособии в последующих параграфах будут рассматриваться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., поскольку соответствующие статьи Налогового кодекса (13, 14,15) вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс РФ (ч. I), предусматривая федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, сохраняет определенную преемственность в установлении налогов и сборов, а также закрепляет возможность установления и введения новых видов налогов и сборов, ранее не известных налоговому законодательству России (например, налог на доходы от капитала, налог на недвижимость и др.). Итак, в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ (ч. I) к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина.

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако до введения в действие ст. 13 Налогового кодекса РФ действует ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), согласно которой к федеральным налогам и сборам относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы на отдельные группы и виды товаров;

— налог на операции с ценными бумагами;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— платежи за пользование природными ресурсами;

— налог на прибыль с предприятий;

— подоходный налог с физических лиц;

— налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

— налог на игорный бизнес;

— налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и другие.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Как отмечалось ранее, до введения в действие ст. 14 Налогового кодекса РФ, действует ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с внесенными дополнениями, согласно которой к региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество предприятий;

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

— единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и другие.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование или дарение;

— местные лицензионные сборы.

До введения в действие данной статьи Налогового кодекса РФ действует ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», согласно которой к местным налогам и сборам относится более 20 их видов, среди которых наибольшую значимость имеют:

Другие публикации:  Доплата к пенсии в мае 2019

— налог на имущество физических лиц;

— регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Как уже отмечалось, налоговое право является подотраслью финансового права, т.е. совокупностью финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое право, являясь подотраслью финансового права, имеет публичный характер. Отражая общие положения и принципы финансового права, оно имеет специфические признаки, соответствующие характеру налоговых отношений.

Нормы налогового права содержатся в различных нормативных правовых актах, которые в своей совокупности образуют законодательство о налогах и сборах (налоговое законодательство). Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой подотраслью финансового права — бюджетным правом, поскольку налоги являются важнейшим источником бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории Российской Федерации и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 1999 г., за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21, а в ст. 20 внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ.

Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой: «Впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса установить, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются», а также установлено, что п. 3 ст. 1, ст. 12, 13,14,15 и 18 части первой Кодекса вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12,13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзац второй п. 1 ст. 47 части первой Кодекса вводится в действие с 1 января 2000 г.

Принятая первая часть Налогового кодекса Российской Федерации систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Налоговый кодекс РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей:

Раздел I. Общие положения (состоит из 2 глав и 18 статей).

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).

Раздел III. Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и 8 статей).

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42 статей).

Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей).

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31 статьи).

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2 глав и 6 статей).

Налоговый кодекс РФ распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо им предусмотрено. Налоговый кодекс будет способствовать укреплению экономики России как федеративного государства, защите интересов налогоплательщиков, в том числе и граждан России, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в ст. 3 НК РФ, согласно которой:

— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.

В соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основополагающие положения о налогообложении. Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ или акту более высокой юридической силы при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они им используются;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

В ст. 5 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Как правило, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом кодексе, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Другие публикации:  Договор на ремонт автомобильной дороги

Важнейшим положением Налогового кодекса РФ является то, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют; и, напротив, установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу.

При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров Российской Федерации Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

С целью координации действий органов государства и местного самоуправления при налогообложении, усиления контроля в данной сфере общественной жизни за соблюдением законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок поступления информации об установлении региональных и местных налогов и сборов, их отмене в соответствующие органы государства.

Информация об установлении региональных и местных налогов или сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— порядок начисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

II. Налоги, сборы, налоговые вычеты и специальные налоговые режимы Налог

Исходя из определения налога, содержащегося в НК РФ, любой налог — это деньги, уплачиваемые безвозмездно. Иными словами, налог не может существовать в другой форме, кроме денежной, т.е. не бывает налогов в форме товаров, работ или услуг, имущественных прав и т.д.

Опираясь на денежное понимание налога, вполне логично переименовать Налоговый кодекс в Денежный кодекс. В то же время налог, являясь безвозмездным платежом, никак не назовешь подарком, потому что деньги, относящиеся к налогам, уплачиваются в обязательном порядке.
НК РФ называет и тех, кто обязан платить эти деньги (организации и физические лица), определяет, за счет каких денег они должны это делать (принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) и объясняет, зачем надо платить (в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).
Учитывая вышеизложенное, сформулируем легальное определение налога:
обязательный;
индивидуально безвозмездный
платеж;
взимаемый с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств
в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — это то, что надо куда-то внести, взнос. У него та же природа, что и у платежа — денежная. Как и налог, сбор вносится в обязательном порядке, но не безвозмездно. Уплатив сбор, можно рассчитывать кое-что получить, например лицензию или право подать исковое заявление (в случае уплаты государственной пошлины, ведь она является именно сбором, а не налогом).
Легальное определение сбора указывает на плательщиков (организации, физические лица), но, в отличие от определения налога, не уточняет, за счет каких средств эти взносы уплачиваются.
Учитывая вышеизложенное, сформулируем признаки сбора:
обязательный
взнос;
взимаемый с организаций и физических лиц;
уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговый вычет — это не налог и не уплата налога, а та сумма, на которую в соответствии с НК РФ налогоплательщик при наличии определенных обстоятельств вправе уменьшить налоговую базу по конкретному налогу. Понятие налоговой базы рассматривается в следующем параграфе, но фактически ее уменьшение означает и уменьшение размера налога.
Виды налоговых вычетов: а) стандартный, б) социальный, в) имущественный, г) профессиональный.
Есть и другие виды вычетов, рассматривать которые целесообразно в отдельном пособии, а не в короткой ознакомительной лекции по налоговому праву.
Стандартные вычеты предоставляются:
а) лицам, перенесшим заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другим категориям граждан, указанным в НК РФ, деятельность которых была так или иначе связана с радиацией;
б) лицам, пострадавшим от военных действий или принимавших участие в них, например, бывшим узникам концлагерей, участникам военных действий в Республике Афганистан и др.;
в) инвалидам с детства, инвалидам I и II групп;
г) лицам, на обеспечении которых находится ребенок;
д) некоторым другим категориям граждан;
Социальные вычеты зависят от сумм, уплаченных налогоплательщиком на социально значимые цели (по общему правилу вычет предоставляется в размере понесенных расходов), такие как:
а) пожертвования;
б) очное обучение;
в) лечение;
г) негосударственное пенсионное страхование;
д) накопительная часть трудовой пенсии.

Имущественные вычеты предоставляются в размере полученных либо израсходованных сумм. Определяющим является имущество, отчужденное либо приобретенное налогоплательщиком.
Вычет в размере полученных сумм предоставляется при:
а) продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, и иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет (оговорки: не распространяется на предпринимательскую деятельность, верхний предел вычета ограничен);
б) изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Вычет в размере израсходованных сумм предоставляется при различных расходах, связанных с жилищным строительством, приобретением дома, квартиры.
Профессиональные вычеты, как следует из названия, предоставляются налогоплательщикам определенных категорий и связаны с их профессиональной деятельностью, например, индивидуальным предпринимателям, которые имеют право на профессиональный вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Специальный налоговый режим

В данном случае речь идет о системе налогообложения, специально разработанной для особых групп налогоплательщиков, которым государство решило оказать поддержку.
НК РФ предусматривает пять соответствующих режимов:
1) единый сельскохозяйственный налог;
2) упрощенная система налогообложения;
3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать:
а) особый порядок определения элементов налогообложения;
б) освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Читайте так же:

  • Инструкция по заполнению зачетной книжки студента спо Инструкция по заполнению зачетной книжки студента спо В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 53, ст. 2598) приказываю: 1. Утвердить […]
  • Медико социальная экспертиза в калуге Медико-социальная экспертиза Войти через uID ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Пн - Чт: 8:00 - 17:15, Пт: 8:00 - 16:00, Сб - Вс: выходной день Медико […]
  • Ч2 статья 143 ук рф Статья 143. Нарушение правил охраны труда Статья 143. Нарушение правил охраны труда Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 мая 2010 г. N 81-ФЗ в часть первую статьи 143 внесены изменения 1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, […]
  • Санпин приказ вич Эпидемиологический надзор Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Размещен: 27.10.2016 г. О внесении изменений в СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" Файл для загрузки © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и […]
  • Статья 76 ук рф комментарии Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в статью 76 внесены изменения Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим См. […]
  • Как правильно оформить памятку 10 .06.2013 Памятка, которая поможет грамотно оформить и учесть ликвидацию основного средства Лектор семинара: О. И. Слобцова Заместитель директора по проектам Аудиторско-консалтинговой фирмы «Экспертный центр «Партнёры» План семинара: 1. Какие документы оформить. 2. Как отразить в […]