Хищение средств государственных внебюджетных фондов

Содержание:

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

За хищения из бюджета предлагают наказывать пожизненным сроком

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев предлагают внести две новые статьи в Уголовный кодекс РФ, которые касаются наказания за хищение бюджетных средств и хищение средств государственных внебюджетных фондов. Согласно законопроекту, граждане, осужденные по этим статьям, получат реальные уголовные сроки, а не отделаются лишь условным наказанием или штрафом. По мнению парламентариев, только ужесточением уголовного законодательства можно эффективно справиться с коррупцией.

Согласно предлагаемой депутатами новой ст. 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», если суд установил хищение до 10 млн рублей, то наказание для преступника должно составить от 5 до 10 лет лишения свободы в колонии общего режима. Если свыше 10 млн рублей — от 7 до 12 лет лишения свободы. За хищение свыше 50 млн рублей — срок наказания составит от 10 лет лишения свободы либо пожизненное заключение.

Также по предложению парламентариев УК РФ дополняется ст. 285.5.«Хищение средств государственных внебюджетных фондов». Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, то наказание составит от 7 до 12 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. Самое жесткое наказание предусматривается за хищение внебюджетных фондов, осуществленное преступной группой и в особо крупном размере, — лишение свободы от 10 до 20 лет либо пожизненное заключение.

Авторы законопроекта признают, что это достаточно жесткие наказания, но, по их мнению, каждый, кто устраивается на государственную или муниципальную службу, должен понимать, что есть особый статус средств, которые принадлежат государству и налогоплательщикам, потому только жесткими мерами возможно навести порядок.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко рассказал «Известиям», что в ситуации, когда Россия находится в сложном экономическом положении, необходимо особо уделить внимание теме коррупции. По словам депутата, создание законопроекта обусловлено безнаказанностью коррупционеров, которым удается избежать ответственности.

— На фоне санкционной войны против России продолжают греметь различного рода скандалы, связанные с расхищением госсобственности. При этом факты, которые зачастую становятся достоянием общественности, носят настолько вызывающий характер, что не обращать на это внимание просто невозможно. Последние известные коррупционные скандалы были в Роскосмосе и Минобороне при Сердюкове. Целые предприятия ушли через офшорные компании, а правосудие пока никого не постигло. Так, госпожа Васильева пребывает дома, снимает клипы и ведет себя достаточно вальяжно, — подчеркнул парламентарий.

Как отметил Антон Ищенко, «необходимо сделать так, чтобы таких васильевых больше не было». Для этого следует ужесточить ответственность для коррупционеров.

— Вместе с активистами организации «Гулагу.нет» мы изучили, какие у нас есть меры, позволяющие наказывать таких преступников, но оказалось, что в Уголовном кодексе даже нет такого понятия, как хищение. Там есть понятие нецелевого использования, но вот слово «хищение» в 30-й главе, которая предусматривает преступления против государственной службы, вообще не зафиксировано. Я считаю, что есть необходимость ужесточить ответственность и сделать это достаточно оперативно, — добавил Антон Ищенко.

Соавтор законопроекта, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев заметил, что новые статьи важны тем, что станут квалифицировать конкретное преступление и коррупционеры не смогут уйти под статью «Мошенничество» или какую-либо другую.

— Коррупционеры потеряли и страх, и стыд. Сегодняшняя обстановка заставляет нас более внимательно относиться к нашему бюджету и не допускать его разворовывания. Я думаю, что вкупе с институтом конфискации этот закон будет действовать эффективно, — уверен парламентарий.

Иван Сухарев пояснил «Известиям», что в законопроекте принципиально отсутствует мера наказания в виде штрафа или условного срока, что не оставляет преступнику возможности подкупа суда.

— Посудите сами, вот он украл 130 млн рублей, и что ему стоит потратить из них 30 млн, чтобы уйти от ответственности либо минимизировать наказание. Теперь же для следствия или судьи любые соблазны будут исключены — есть четкий финансовый порог хищения и соответствующий срок наказания, — сказал депутат.

Его коллега по комитету Рафаэль Марданшин допускает ужесточение законодательства в этой области, но считает, что основная проблемой связана с правоприменением.

— Те законы, что у нас есть, должны работать и применяться. Во многом они достаточные, а в некоторых случаях и избыточные. И об ужесточении наказания можно говорить только после того, как статистика покажет, что нормы наказаний применяются, но не дают достаточного эффекта. Хочу отметить следующее, что у нас любая собственность — будь то государственная или частная — должна одинаково охраняться законом, и ответственность за преступления должна быть одинаковой. Но с учетом распространения хищений именно бюджетных средств в особо крупном размере, вполне возможно, что ужесточения в этой области принимать нужно, — заявил парламентарий.

Руководитель проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что в условиях, когда наша страна находится в состоянии экономической войны, депутатам и верховной власти необходимо проявить волю и принять действительно жесткие санкции против расхитителей бюджета.

— Эта мера наиболее действенная. То, что проталкивает оппозиция — 20-я статья Конвенции ООН — уголовная ответственность за незаконное обогащение, у нас не приживется. Проблема в том, что полстраны не сможет доказать свой доход. 90% российского бизнеса в черную работает. Это нам придется либо всю страну колючей проволокой огораживать, либо эта норма будет работать выборочно. А данным законопроектом устанавливаются реальные сроки, вплоть до пожизненного, за коррупционные преступления. То есть никто не сможет отделаться условным сроком или штрафом, — сказал Владимир Осечкин.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сомневается в пользе такого нововведения. По мнению эксперта, сам кодекс нуждается в серьезном пересмотре.

— У нас чудовищно либерализован Уголовный кодекс. Например, контрабанда не является преступлением — это административное правонарушение. Почему нанося ущерб государству контрабандой, я не являюсь преступником, а если наношу государству такой же ущерб прямым воровством, то мне грозит тюрьма и никакого условного срока? Что за средневековая норма, когда от коррупции я могу откупиться? — отмечает Михаил Делягин. — На самом деле коррупция, если я чиновник, это тяжкое преступление против государственности. Инициатива депутатов — правильный шаг в правильном направлении, но одиночный и вырванный из контекста.

Статья 285.2 УК РФ. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 285.2 УК РФ

1. Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ государственные внебюджетные фонды предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 Бюджетного кодекса РФ).

В состав государственных внебюджетных фондов согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ входят: Пенсионный фонд РФ (см. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 ); Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (см. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 ); Фонд социального страхования РФ (см. Постановление Правительства РФ от 12.02.94 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» ).

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 5.

СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599.

2. Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.

3. Для наступления уголовной ответственности по ст. 285.2 не требуется установления наступления каких-либо определенных последствий. Преступным является сам факт расходования средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Понятия крупного и особо крупного размера преступления раскрыты в примечании к ст. 285.1 УК.

Преступление может иметь продолжаемый характер.

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное лицо, и преследуемые им цели могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

5. Субъект преступления определен в законе как должностное лицо. Прежде всего это должностные лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда. Так, в п. 9 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации прямо установлено, что распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Вместе с тем согласно тому же Положению выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляются через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

6. Нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов необходимо отграничивать от случаев их хищения, совершенного должностными лицами фондов, имея при этом в виду признаки хищения чужого имущества (см. примечание 1 к ст. 158 УК).

Другие публикации:  Заявление об отмене приказа на алименты

Хищение средств государственных внебюджетных фондов

Председатель думского комитета по безопасности единоросс Ирина Яровая предлагает ввести в УК специальную статью за хищение бюджетных средств. Если внесенные ею поправки, направленные на усиление борьбы с коррупцией, будут приняты, в УК появится статья 164 прим (хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств госкомпаний, государственных корпораций), предусматривающая до 15 лет лишения свободы. Применяемые сейчас статьи 159 (мошенничество) и 160 (присвоение или растрата) грозят лишением свободы на срок до 10 лет. Статья 164 сейчас предусматривает ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность.

Автор объясняет необходимость нововведения тем, что хищение бюджетных денег причиняет «существенный вред интересам неограниченного круга лиц, общественным и государственным интересам». Как отмечается в пояснительной записке, «реализация социальных, инфраструктурных проектов развития в РФ напрямую зависит от целевого использования бюджетных средств».

Депутаты и правоохранители жалуются на то, что смягчение наказания для предпринимателей мешает бороться с коррупцией. Хищения бюджетных средств при госзакупках квалифицируются по статье 159.4 УК, поскольку большинство таких преступлений совершают предприниматели в сговоре с чиновниками, объяснял ранее член комитета по безопасности единоросс Илья Костунов. Санкция этой статьи гораздо мягче, а срок давности за хищения до 1,5 млн руб. – два года. Закон имеет обратную силу, и привлечь к ответственности за преступления, совершенные до декабря 2011 г., стало невозможно, в результате под действие статьи подпадают не только предприниматели, но и чиновники. Происходит «ползучая амнистия», возмущался Костунов.

Принятие таких поправок будет означать признание того, что государственная собственность важнее частной, хотя по Конституции они равны, отмечает адвокат Генри Резник. А вот в советском уголовном законодательстве было две разные главы: хищение личной собственности и хищение социалистической. За хищение социалистической – если в особо крупных размерах (от 10 000 руб.) – даже расстреливали. Понятно почему: она являлась идеологической основой советского строя. «Ну что же, вперед в прошлое», – констатирует адвокат.

Наказанием за хищение государственных средств может стать пожизненное заключение

Авторами инициативы по ужесточению наказания за хищение бюджетных средств стали депутаты Госдумы РФ Антон Ищенко и Иван Сухарев. Народные избранники предлагают дополнить уголовный кодекс страны двумя новыми статьями, пишет газета «Известия».

Согласно статье 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», предложенной парламентариями, хищение до 10 млн рублей будет караться тюремным сроком от 5 до 10 лет в колонии общего режима, укравший более 10 млн рублей может получить от 7 до 12 лет лишения свободы. При хищении на сумму свыше 50 млн рублей наказание преступнику составит от 10 лет до пожизненного заключения.

Депутаты также предусмотрели наказание за «хищение средств государственных внебюджетных фондов». Согласно предлагаемой статье 285.5, если суд установит, что подобное преступление имело место, совершившему его будет грозить тюремный срок от 5 до 10 лет, а также лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторыми видами деятельности в течение 10 лет. То же преступление, совершённое группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, будет караться тюремным сроком от 7 до 12 лет и лишением права заниматься определённым видом деятельности или занимать некоторые должности на срок до 12 лет.

Если же хищение внебюджетных средств из внебюджетных фондов будет совершено группой лиц и в особо крупном размере, участники преступного сообщества отправятся в тюрьму на срок от 10 до 20 лет, или получат пожизненный срок, пишет издание.

По мнению авторов законопроекта, жёсткость наказания оправдана, ведь если человек поступает на госслужбу, он должен понимать, что бюджетные средства принадлежат государству и налогоплательщикам. Депутаты уверены, что такие меры помогут навести порядок в госструктурах и избавить их от коррупции.

«На фоне санкционной войны против России продолжают греметь различного рода скандалы, связанные с расхищением госсобственности. При этом факты, которые зачастую становятся достоянием общественности, носят настолько вызывающий характер, что не обращать на это внимание просто невозможно. Последние известные коррупционные скандалы были в Роскосмосе и Минобороне при Сердюкове. Целые предприятия ушли через офшорные компании, а правосудие пока никого не постигло. Так, госпожа Васильева пребывает дома, снимает клипы и ведёт себя достаточно вальяжно», — сетует в интервью «Известиям» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.

Его коллега, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев, считает важным то, что новые статьи станут квалифицировать конкретное преступление, и коррупционеры не смогут уйти под статью «Мошенничество» или какую-либо другую.

«Коррупционеры потеряли и страх, и стыд. Сегодняшняя обстановка заставляет нас более внимательно относиться к нашему бюджету и не допускать его разворовывания. Я думаю, что вкупе с институтом конфискации этот закон будет действовать эффективно», — заявил он.

Хищение средств государственных внебюджетных фондов

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ)

Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов.

Объективная сторона заключается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетом указанных фондов.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти РФ и предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов для решения других задач, не предусмотренных законодательством РФ (например, на проведение избирательной кампании, приобретение без необходимости дорогих автомобилей, катеров, вертолетов, для обслуживания аппарата управления фондов, строительство или покупку за рубежом недвижимости для отдыха руководящего состава названных структур), признается нецелевым. При этом наступление уголовной ответственности за названное деяние законодатель связывает с совершением его в крупном размере, т.е. суммой бюджетных средств, превышающей 1 млн 500 тыс. руб.

Субъективная сторона преступления предполагает умышленную вину в виде прямого умысла. Виновный сознает незаконность и негативные последствия своего поведения, связанного с расходованием средств государственных внебюджетных фондов, и желает их совершить.

Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления, но могут учитываться при назначении наказания в качестве смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств. Чаще всего это преступление совершается из корыстной или иной личной заинтересованности (см. ст. 285 УК РФ). При наличии корыстной цели безвозмездное обращение указанных средств в свою пользу или пользу других лиц образует состав хищения (например, мошенничества, присвоения или растраты).

Субъект преступления – должностное лицо, имеющее правомочия по расходованию средств государственного внебюджетного фонда (например, председатель, заместитель, члены правления центрального аппарата фонда; руководители территориальных органов его управления, включая главных бухгалтеров).

Часть 2 ст. 285.2 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

Понятие квалифицирующих признаков состава данного преступления совпадает с аналогичными признаками, указанными в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.

Ответственность за хищение бюджетных средств могут ужесточить

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости/Прайм. В Госдуму внесен законопроект, направленный на ужесточение ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Авторами проекта выступили депутаты от ЛДПР Антон Ищенко, Сергей Каргинов и Иван Сухарев, сообщается в электронной базе данных Госдумы. Документ дополняет УК новыми статьями, закрепляя в них специальные составы преступлений, связанных с хищением бюджетных средств. Так, за хищение в крупном размере (свыше 2 миллионов рублей) предусматривается лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

Если такое преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, с использованием юрлиц, созданных через подставных лиц, ответственность усиливается. В этом случае лицо, его совершившее, будет лишено свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

В случае совершения подобного преступления организованной преступной группой, в особо крупном размере (свыше 30 миллионов рублей), либо если оно повлекло смерть двух или более лиц, предусматривается лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Авторы законопроекта считают, что необходимо модернизировать механизм наказания за преступления, связанные с государственным и муниципальным имуществом. «Ведь именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности, каждого гражданина страны, подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как «казнокрада», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Правительство РФ не поддерживает законопроект, поскольку вносимые изменения «противоречат части 2 статьи 8 Конституции РФ, согласно которой признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Другие публикации:  Американский боксёр рой джонс попросил российское гражданство

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации

(в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения:

1) дополнить статьей 285.4 следующего содержания:

«Статья 285.4. Хищение бюджетных средств
1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3.То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

2) дополнить статьей 285.5 следующего содержания:

«Статья 285.5. Хищение средств государственных внебюджетных фондов

1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3. То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Примечание . Крупным размером в статье 285.4 и 285.5 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая два миллиона рублей, а особо крупным размером — тридцать миллионов рублей.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в мире, когда группа стран, вопреки нормам международного права и принципам, закрепленным в международных правовых актах, пытается оказывать давление на Российскую Федерацию, используя экономические санкции, преследуя цель – вынудить руководство страны изменить принципиальную позицию по ряду политических вопросов, в том числе непосредственно касающихся законных интересов России, заставляет нас крайне взвешенно и бережливо подходить к вопросам расходования бюджетных средств. Эффективность и рациональность – залог сохранения экономической стабильности и независимости нашего государства.

На фоне снижения цен на энергоресурсы, экспорт которых является для России важнейшим источником пополнения бюджета, руководством страны принимаются меры к сохранению в полном объеме всех социальных программ, финансируемых из бюджета, а также исполнению всех обязательств, как перед гражданами, так и перед иностранными партнерами.

Между тем проблема хищений средств бюджетной системы страны приобретает всё более острую форму. Наиболее резонансными примерами стали факты хищения 2 млрд рублей, выделенных на строительство океанариума в городе Владивостоке, ненадлежащее расходование бюджетных средств в Россреестре на сумму 23,9 миллиардов рублей, хищения при строительстве космодрома «Восточный» на сумму 1,8 млрд рублей, вывод более 1,5 млрд бюджетных средств «Росагролизинга»; махинации с государственными участками в Московской области на сумму более 28 млрд рублей и другие.

4 декабря 2014 года в послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин поставил задачу на предстоящий трехлетний период « ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении». Усиление контроля за эффективностью расходования бюджетных средств и повышение степени ответственности за факты нанесения прямого ущерба бюджетной системе страны являются одними из мер, способствующих выполнению поставленной Президентом России задачи.

В условиях сложной геополитической обстановки, необходимо модернизировать механизм наказания за преступления, связанные с государственным и муниципальным имуществом. Ведь именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности, каждого гражданина страны, подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как «казнокрада», что активно используется так называемой «пятой колонной» для дестабилизации обстановки в Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, данные виды хищений должны расцениваться, как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Аналогичное мнение высказал и Президент России: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

В действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, однако данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей внесения платежей в бюджет (уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.ст.198 – 199.2 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных сборов (ст. 194 УК РФ)), а ответственность за хищение средств из этого бюджета в УК РФ – отсутствует.

Целый ряд громких коррупционных скандалов наглядно показал пробелы в законодательстве и отсутствие соразмерного наказания за хищение бюджетных средств в особо крупных размерах. Преступники, цинично похитив у государства сотни миллионов и миллиарды рублей, нанимают самых дорогих адвокатов и PR-агенства, с целью создания образа «жертвы режима» и ухода от уголовной ответственности, снимают клипы, нанимают известных блогеров и подкупают журналистов, представляя обвинение как «заказное» уголовное дело, при этом используя пробелы в законодательстве, остаются на свободе и оказывают давление на следствие, судей, свидетелей и потерпевших.

В Уголовном кодексе Российской Федерации за совершение таких преступлений (в том числе нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), даже с наличием отягчающих обстоятельств, не предусматривается нижняя планка наказания в виде лишения свободы. Многомиллиардные хищения из бюджета РФ сегодня не являются особо тяжким преступлением, адекватного наказания за подобные деяния в Уголовном Кодексе РФ нет. Следственно-судебная практика наглядно показывает, что подавляющее большинство фактов хищения бюджетных средств преследуется по статьям 159 и 160 Уголовного Кодекса РФ — мошенничество, присвоение или растрата. Даже в соответствии с частью 4 статьи 160 за деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, судья может назначить наказание «от 0 до 10 лет лишения свободы». Для не судимого ранее лица, при наличии положительной характеристики и несовершеннолетних детей, существует возможность уйти от наказания в виде лишения свободы. Подобные санкции не останавливают, а стимулируют хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Расхищение бюджетных средств и, следовательно, ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, зачастую, влекут и человеческие жертвы. Это факты: крушения мостов, социальных объектов, дорог, срывы мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения в зимний период и в сложных климатических условиях и так далее. Общественную опасность подобных деяний переоценить невозможно, последствия – неопределенный круг лиц (тысячи, сотни тысяч, миллионы граждан) фактически становятся потерпевшими от преступных посягательств коррумпированных лиц. В соответствии с требованиями статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Деяния, от которых страдает огромное количество граждан, неоспоримо относятся к преступлениям с наивысшей степенью общественной опасности.

Следует отметить, что особую опасность для государственных интересов, представляют собой схемы вывода средств бюджетной системы посредством использования фирм-однодневок, так как процесс обратного изъятия похищенного государственного имущества становится весьма затруднительным.

Законопроектом предусматривается дополнить главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного Кодекса статьей 285.4 «Хищение бюджетных средств» и статьей 285.5 «Хищение средств государственных внебюджетных фондов».

Решая вопрос о целесообразности выделения в уголовном законодательстве составов преступлений за хищение бюджетных средств в отдельную статью необходимо учесть, что сегодня правоохранители сталкиваются с проблемой квалификации действий расхитителей бюджетных средств. Отсутствие специальной нормы в УК РФ влечет контрпродуктивные споры между следствием, прокурором и судом в части неоднозначности мнений о том, какую именно статью УК РФ следует вменять обвиняемому или подсудимому, при этом доказанность факта хищения бюджетных средств сомнений ни у кого не вызывает. Структура преступления, способы и методы доказывания вины по ним отличны от иных хищений. Особенности доказывания факта хищения бюджетных средств обусловлены, прежде всего, специфическим субъектом преступления, обладающим определенным набором полномочий, административно – хозяйственных или управленческо-распорядительных функций, придания действиям видимости соблюдения процедур определенных законодательством (в частности ФЗ № 44). Подобные преступления отличаются повышенной сложностью доказывания, большим объемом следственных действий, витиеватостью и изощренностью преступных схем, с использованием фиктивных фирм и иностранных компаний, большим количеством подставных лиц. Не редко необходимо истребовать доказательства из международных оффшорных зон, неохотно идущих навстречу российскому правосудию. При этом орган расследования в большинстве случаев не имеет законной возможности избрать адекватную меру пресечения обвиняемому на период следствия, поскольку преступления экономической направленности, избрание меры пресечения в виде ареста по которым, весьма проблематично. Итог – виновный скрывается от правосудия, уничтожает доказательства и иными способами противодействует расследованию.

Принятие предлагаемого законопроекта устранит указанный пробел правового регулирования введением справедливого наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет за хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (сумма средств, превышающая два миллиона рублей). То же деяние, совершенное:

группой лиц по предварительному сговору;

повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

с использованием юридических лиц, созданных подставными лицами

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет. То же деяние, совершенное:

организованной преступной группой;

в особо крупном размере (свыше тридцати миллионов рублей);

повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,-

наказывается лишением свободы от десяти до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Учитывая, что многие политики, пытаясь дестабилизировать обстановку, эксплуатируют ошибочное утверждение о том, что «ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции … является той вакциной, которая спасёт Россию от дальнейшего разложения и социального взрыва», предлагаемые изменения Уголовного Кодекса делают их аргументацию несостоятельной.

Проектируемый законопроект позволит добиться более полноценной реализации принципа неотвратимости наказания, правоприменения и повысить эффективность правосудия.

Хищение средств государственных внебюджетных фондов

Председатель думского комитета по безопасности единоросс Ирина Яровая предлагает ввести в УК специальную статью за хищение бюджетных средств. Если внесенные ею поправки, направленные на усиление борьбы с коррупцией, будут приняты, в УК появится статья 164 прим (хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и финансовых средств госкомпаний, государственных корпораций), предусматривающая до 15 лет лишения свободы. Применяемые сейчас статьи 159 (мошенничество) и 160 (присвоение или растрата) грозят лишением свободы на срок до 10 лет. Статья 164 сейчас предусматривает ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность.

Автор объясняет необходимость нововведения тем, что хищение бюджетных денег причиняет «существенный вред интересам неограниченного круга лиц, общественным и государственным интересам». Как отмечается в пояснительной записке, «реализация социальных, инфраструктурных проектов развития в РФ напрямую зависит от целевого использования бюджетных средств».

Депутаты и правоохранители жалуются на то, что смягчение наказания для предпринимателей мешает бороться с коррупцией. Хищения бюджетных средств при госзакупках квалифицируются по статье 159.4 УК, поскольку большинство таких преступлений совершают предприниматели в сговоре с чиновниками, объяснял ранее член комитета по безопасности единоросс Илья Костунов. Санкция этой статьи гораздо мягче, а срок давности за хищения до 1,5 млн руб. – два года. Закон имеет обратную силу, и привлечь к ответственности за преступления, совершенные до декабря 2011 г., стало невозможно, в результате под действие статьи подпадают не только предприниматели, но и чиновники. Происходит «ползучая амнистия», возмущался Костунов.

Другие публикации:  Принудительная лицензия патентного права

Принятие таких поправок будет означать признание того, что государственная собственность важнее частной, хотя по Конституции они равны, отмечает адвокат Генри Резник. А вот в советском уголовном законодательстве было две разные главы: хищение личной собственности и хищение социалистической. За хищение социалистической – если в особо крупных размерах (от 10 000 руб.) – даже расстреливали. Понятно почему: она являлась идеологической основой советского строя. «Ну что же, вперед в прошлое», – констатирует адвокат.

Наказанием за хищение государственных средств может стать пожизненное заключение

Авторами инициативы по ужесточению наказания за хищение бюджетных средств стали депутаты Госдумы РФ Антон Ищенко и Иван Сухарев. Народные избранники предлагают дополнить уголовный кодекс страны двумя новыми статьями, пишет газета «Известия».

Согласно статье 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», предложенной парламентариями, хищение до 10 млн рублей будет караться тюремным сроком от 5 до 10 лет в колонии общего режима, укравший более 10 млн рублей может получить от 7 до 12 лет лишения свободы. При хищении на сумму свыше 50 млн рублей наказание преступнику составит от 10 лет до пожизненного заключения.

Депутаты также предусмотрели наказание за «хищение средств государственных внебюджетных фондов». Согласно предлагаемой статье 285.5, если суд установит, что подобное преступление имело место, совершившему его будет грозить тюремный срок от 5 до 10 лет, а также лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторыми видами деятельности в течение 10 лет. То же преступление, совершённое группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, будет караться тюремным сроком от 7 до 12 лет и лишением права заниматься определённым видом деятельности или занимать некоторые должности на срок до 12 лет.

Если же хищение внебюджетных средств из внебюджетных фондов будет совершено группой лиц и в особо крупном размере, участники преступного сообщества отправятся в тюрьму на срок от 10 до 20 лет, или получат пожизненный срок, пишет издание.

По мнению авторов законопроекта, жёсткость наказания оправдана, ведь если человек поступает на госслужбу, он должен понимать, что бюджетные средства принадлежат государству и налогоплательщикам. Депутаты уверены, что такие меры помогут навести порядок в госструктурах и избавить их от коррупции.

«На фоне санкционной войны против России продолжают греметь различного рода скандалы, связанные с расхищением госсобственности. При этом факты, которые зачастую становятся достоянием общественности, носят настолько вызывающий характер, что не обращать на это внимание просто невозможно. Последние известные коррупционные скандалы были в Роскосмосе и Минобороне при Сердюкове. Целые предприятия ушли через офшорные компании, а правосудие пока никого не постигло. Так, госпожа Васильева пребывает дома, снимает клипы и ведёт себя достаточно вальяжно», — сетует в интервью «Известиям» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.

Его коллега, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев, считает важным то, что новые статьи станут квалифицировать конкретное преступление, и коррупционеры не смогут уйти под статью «Мошенничество» или какую-либо другую.

«Коррупционеры потеряли и страх, и стыд. Сегодняшняя обстановка заставляет нас более внимательно относиться к нашему бюджету и не допускать его разворовывания. Я думаю, что вкупе с институтом конфискации этот закон будет действовать эффективно», — заявил он.

Расхищение и наказание. За воровство из бюджета — вплоть до пожизненного

Авторы законопроекта Антон Ищенко, Сергей Каргинов и Иван Сухарев предлагают ввести в законодательство новые составы преступлений — расхищение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов — и наказывать за это в зависимости от тяжести содеянного на срок от десяти лет до пожизненного заключения.

Ужесточить наказание за расхищение бюджетных средств чиновниками депутаты предлагают с помощью внесения новых статей в гл. 30 УК РФ, в которой зафиксирована ответственность за «преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Авторы поправок намерены ввести в уголовное законодательство ст. 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств» и ст. 285.5. «Хищение средств государственных внебюджетных фондов».

Сейчас в УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т. д. ), «однако данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Новые составы предполагают серьезные санкции. За хищение средств в крупном размере (свыше 2 млн руб.). предлагается ввести наказание от пяти до десяти лет колонии общего режима. Если средства похищены группой лиц по предварительному сговору, если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть человека либо деньги расхищались с „использованием юридических лиц“, наказание будет составлять от 7 до 12 лет колонии с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. Если те же деяния совершались организованной группой, в особо крупном размере (свыше 30 млн руб.) или если это повлекло смерть двух или более лиц, предполагается наказание от 10 до 20 лет колонии либо пожизненный срок. Те же санкции предполагаются для чиновников, которые похитили средства государственных внебюджетных фондов» — сообщает сегодня «Коммерсант».

Необходимость ужесточения законодательства депутаты объясняют репутационными издержками, которые несет власть из-за коррупционных скандалов.

Правительство и Верховный суд РФ против инициативы депутатов, поскольку документ, как указывается в отзывах на законопроект, противоречит Конституции РФ.

СПРАВКА
В июне международная компания по анализу рисков Verisk Maplecroft опубликовала результаты своего исследования 198 стран мира и составила рейтинг подверженности коррупции и взяточничеству. Россия заняла в рейтинге четвертое место — вместе с Южным Суданом и Мьянмой.

Новая заповедь российского суда: «Не укради мало!»

31 августа 2015, 16:50

Одно из нелепых и вопиюще-несправедливых решений отечественного правосудия случилось 25 августа 2015 года. На свободу выпущена Евгения Васильева – главная фигурантка по громкому делу Оборонсервиса о миллиардных хищениях бюджетных средств.

Как известно, за эти махинации, о которых много писалось в различных СМИ пока шло следствие, суд вынес ей приговор – 5 лет колонии общего режима. Половину этого срока она провела припеваючи в «элитной камере» — шикарной московской многокомнатной квартире под домашним арестом. Изъяны нашего гуманного законодательства к такого рода преступлениям, а также высокопоставленные покровители позволили ей, как говорится, выйти из воды сухой.

Парадокс, но поймать и осудить на реальный срок воришку или воровку за украденную, допустим, курицу или мешок картошки властям проще, чем схватить за руку и строго наказать обнаглевшего ворюгу бюджетных (то есть, наших с вами) денег.

Подтверждением сказанному является случай с девушкой из села Давыдовка Пугачевского района Саратовской области. В мае т.г. она украла из холодильника односельчанки 15 куриных яиц, несколько куриных грудок, всего «наварившись» на сумму 1385 рублей. Воровку изобличили и недавно сурово наказали, отправив по решению суда в колонию общего режима сроком на два года. Справедливость вроде бы восторжествовала. Ведь ясно же – воровать не хорошо. Но разве сопоставим нанесенный ущерб обществу (не только финансовый, но и моральный) этой девушкой и той же Васильевой? Получается так: мало украл – в тюрьму! Много украл – герой.

Сейчас правительство страны находится в поиске резервов для пополнения доходной части федерального бюджета. Чиновники хотят урезать расходную часть за счет пенсионеров, учителей, врачей и т.д. В предыдущих статьях своего блога я подробно говорил об этом. Думская фракция ЛДПР предлагает оставить в покое пенсионеров, мало оплачиваемых бюджетников, а обратить пристальное внимание на казнокрадов. Вот уж где таится буквально кладезь пополнения доходной части бюджетов всех уровней!

Всякие жулики и воры буквально потеряли стыд и страх перед затупившимся в отношении них «карающим мечом» государства. Вот лишь несколько резонансных примеров в подтверждение сказанному: факты хищения 2-х млрд. рублей, выделенных на строительство океанариума в городе Владивостоке; ненадлежащее расходование бюджетных средств в Россреестре на сумму 23,9 млрд. рублей; хищения при строительстве космодрома «Восточный» на сумму около 2-х млрд. рублей и др. Аналогичные примеры хищений бюджетных средств можно привести и по Саратовской области.

На мой взгляд, необходимо модернизировать механизм наказания за подобные преступления, так как именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности и каждого гражданина, а также подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как «казнокрада». Однако справедливому решению этой проблемы мешает отсутствие специальной нормы в Уголовном кодексе (УК) РФ.

Так, в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов. Однако! Данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат. А почему?! Еще один казус — УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей внесения платежей в бюджет, уклонение от уплаты таможенных сборов, но ответственность за хищение средств из этого бюджета в УК РФ отсутствует. И этот ряд законодательной казуистики можно продолжать дальше. Особо отмечу, что в УК РФ за совершение таких преступлений (в том числе нецелевое расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов), даже с наличием отягчающих обстоятельств не предусматривается нижняя планка наказания в виде лишения свободы. Парадокс! Но многомиллиардные хищения из бюджета РФ сегодня не являются особо тяжким преступлением, адекватного наказания за подобные деяния в УК РФ нет. Кстати, особую опасность также представляют собой схемы вывода средств бюджетной системы, посредством фирм-однодневок, т.к. процесс обратного изъятия похищенного госимущества становится весьма затруднительным.

Вот почему я, а также мои коллеги по фракции ЛДПР в Госдуме Сергей Каргинов и Иван Сухарев подготовили и внесли недавно в парламент страны законопроект, призванный дополнить Уголовный кодекс РФ новыми статьями. А именно – главу 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» дополнить статьей 285.4 «Хищение бюджетных средств» и статьей 285.5 «Хищение средств государственных внебюджетных фондов». За хищение средств в крупном размере (свыше 2-х млн. рублей) мы предлагаем ввести наказание от 5 до 10 лет колонии общего режима. Если средства похищены группой лиц по предварительному сговору, и если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть человека, либо деньги расхищались с использованием фирм-однодневок, наказание предлагаем сделать от 7 до 12 лет колонии с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. Если те же деяния совершались организованной группой, в особо крупном размере (свыше 30 млн. рублей) или если это повлекло смерть двух или более лиц, предполагается сделать наказание от 10 до 20 лет колонии, либо пожизненный срок.

К сожалению, правительство страны и Верховный суд РФ выступают против этой инициативы. Они считают, что эти поправки нарушают Конституцию РФ, т.к. факту расхищения госсобственности придается статус выше, чем расхищению частной собственности. Мол, это не соответствует конституционному принципу равной защиты различных форм собственности. Кроме этого, они выступают против максимального ужесточения кары зарвавшимся казнокрадам. Однако они почему-то упустили тот важный аргумент, что ужесточение наказания предусмотрено не просто за хищение именно бюджетных средств, а за преступления против государственной власти. Ведь именно так нужно расценивать такого рода действия в отношении государственных средств. Кстати, Президент В.В.Путин высказался аналогичным образом, указывая, что хищения в гособоронзаказе должны приравниваться по ответственности к финансированию терроризма. А это значит – пожизненное заключение.

Я убежден, что наш законопроект позволит добиться более полноценной реализации принципа неотвратимости наказания, повысить эффективность правосудия. Расхитители бюджетных средств должны нести суровое наказание! Особенно сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса и зарубежных санкций против нашей страны.

Читайте так же:

  • Штраф за несданную статистическую отчетность Как избежать штрафа за непредоставление формы статистической отчетности о перемещении товара в ФТС? Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как можно грамотно и без штрафа выйти из следующей ситуации? Продали товар в Беларусь. Не сдали статистическую форму учета перемещения товара в ФТС. […]
  • Федеральный закон 308-фз от 02122009 Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ"О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" С […]
  • Федеральный закон о внесении изменений в трудовой кодекс рф Проект федерального закона № 485394-4 "О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Вносится Правительством Российской Федерации Пункт 2 статьи 53 Закона Российской […]
  • Субсидия на жилье молодой семье 2019 спб Как стать участником программы Молодая семья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области В Санкт-Петербурге действует региональная и федеральная программы по предоставлению льготных условий кредитования на приобретение жилплощади для молодых семей. Срок займа составляет 10 лет, а размер […]
  • Сциндапсус как оформить Лиана сциндапсус — украшение интерьера В дикой природе сциндапсус, это полуэпифит-лиана, поднимающаяся по стволу дерева на высоту более 10 метров. У растения два вида корней: воздушные и мочковатые подземные. В Шри-Ланке местные жители вступают в борьбу с мощной лианой, занимающей […]
  • Мировой суд хамовнического района Мировой суд хамовнического района Хамовнический районный суд города Москвы Приносим извинения за временные неудобства. Понедельник - четверг: с 9.00 до 18.00 Пятница: с 9.00 до 16.45 Перерыв на обед с 13:00 до 13:45 Часы приёма граждан Председателем суда: Понедельник с 16:00 до […]