Требования к дорожно строительным материалам

Требования к дорожно строительным материалам

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу с 13 января 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года №901

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 декабря 2008 года №1331

Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности дорожно-строительных материалов»

(по состоянию на 28 февраля 2011 года)

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Технический регламент «Требования к безопасности дорожно-строительных материалов».

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении двенадцати месяцев со дня первого официального опубликования.

Республики Казахстан К.Масимов

Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года №1331

Технический регламент «Требования к безопасности дорожно-строительных материалов»


1. Область применения

1. Настоящий Технический регламент «Требования к безопасности дорожно-строительных материалов» (далее — Технический регламент) разработан в соответствии с законами Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах» и от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании».

2. Объектами технического регламента являются:

1) дорожно-строительные материалы, импортируемые и производимые в Республике Казахстан, применяемые в сфере строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации автомобильных дорог общего пользования всех технических категорий и сооружений на них, в зависимости от климатических условий Республики Казахстан, а также повторно используемые, использование которых допускается в ограниченном количестве;

2) процессы жизненного цикла дорожно-строительных материалов: производство, транспортирование и хранение, применение (в том числе повторное применение), утилизация и захоронение.

3. Положения Технического регламента устанавливают основные требования безопасности, предъявляемые к дорожно-строительным материалам, предназначенным для устройства земляного полотна, конструктивных слоев дорожных одежд, инженерных сооружений, обстановки дороги и разметки на этапах разработки сырья, производства, хранения, транспортирования, реализации и применения дорожно-строительных материалов, утилизации и (или) ликвидации отходов.

4. Перечень дорожно-строительных материалов, в отношении которых устанавливаются требования безопасности, приведен в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.

5. Для целей применения Технического регламента идентификация дорожно-строительных материалов проводится на основании визуального контроля, кодов по классификатору Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Республики Казахстан — ТНВЭД РК, маркировки, информации, представленной в сопроводительной документации производителя.

При недостаточности информации для идентификации дорожно-строительных материалов проводят испытания по определению физико-химических показателей, предусмотренных нормативными и (или) техническими документами, требования которых гармонизированы с настоящим Техническим регламентом на конкретные виды дорожно-строительных материалов.

Основные дорожно-строительные материалы

Для устройства дорожных одежд используют различные дорожно-строительные материалы.

Наиболее распространенными и дешевыми из них являются грунты дорожной полосы, а также притрассовых и специально найденных карьеров. Помимо этого, используют гравийные смеси, щебень, шлаки, булыжник или органические и минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов (под стабилизацией понимают сохранение в неблагоприятных условиях свойств грунта, присущих его сухому состоянию). Для снижения себестоимости работ по устройству дорожных одежд следует широко использовать различные местные материалы и отходы промышленности.

Грунты обычно состоят из минеральных частиц трех видов: песчаных (0,05—2 мм), пылеватых (размером 0,005—0,05 мм) и глинистых (меньше 0,005 мм). Грунтом с оптимальным зерновым составом (оптимальный грунт) называют такой, в котором все песчаные частицы (70—80%), образующие скелет, касаются друг друга, промежутки между ними заполняют пылеватые частицы (15—25%), а между последними — глинистые (3—8%). Такие грунты имеют наибольшую плотность, медленно размокают и оказывают наибольшее сопротивление внешнему давлению. Грунты оптимального состава встречаются и природные, но большей частью их образуют путем добавления в определенной пропорции (указанной в проекте дороги) песка к глинистым и суглинистым грунтам и суглинка к сыпучим песчаным.

Основными видами глинистых грунтов являются глины (содержание глинистых частиц больше 25%), суглинки (12—25%) и супеси (3—12%). Если в суглинках и супесях пылеватых частиц больше, чем песчаных, то в название грунта добавляется определение пылеватые.

Песчаные грунты или пески разделяют на гравелистые (25—50% зерен крупнее 2 мм), крупные (более 50% зерен крупнее 0,5 мм), средней крупности (более 50% зерен крупнее 0,25 мм) и мелкие (более 75% зерен не крупнее 0,1 мм). В песчаных грунтах глинистых частиц должно быть не более 3%.

Крупнообломочные грунты разделяют на щебенистые (более 50% зерен крупнее 10 мм) и дресвяные (более 50% зерен крупнее 2 мм).

Гравийные материалы представляют собой естественную рыхлую горную породу или искусственную смесь из округлых обломков прочных горных пород различной крупности — преимущественно от 2 до 70 мм.

Различают гравий сортовой, оптимальную гравийную смесь, дробленый гравий и карьерный гравийный материал. В зависимости от размера гравий делится на фракции: очень мелкий (5—10 мм), мелкий (10—20 мм), средний (20—40 мм) и крупный (40—70 мм). Для верхнего слоя дорожных одежд применяют гравий размером не больше 40 мм, для нижнего — максимальный размер может быть 70 мм, но не более 2/3 толщины слоя. Наибольшей плотностью и прочностью обладает гравийный материал, у которого свободное пространство между плотно уложенными крупными частицами заполнено частицами меньшего размера. Такие оптимальные смеси обычно получают путем добавления той или иной фракции к карьерному гравийному материалу.

Щебень получают в результате дробления скальных пород. Этот материал имеет широкое применение в дорожном деле. Размер щебеночных частиц от 2 до 70 мм. При сортировке щебень разделяют на сортовой и рядовой. Сортовой по крупности разделяют на крупный (40—70 мм), средний (20—40 мм), мелкий, или клинец (10—20 мм), очень мелкий, или каменную мелочь (5—10 мм), и высевки (0—5 мм).

Булыжник и шашка: булыжник представляет собой валунный грубоокатанный камень размером до 25 см, перенесенный к месту нахождения водой или ледником (более крупный валунный камень раскалывают до нужного размера); применяемая для мощения дорог шашка представляет продукт искусственного разрушения горных пород. По форме она приближается к усеченной пирамиде, причем лицо и постель почти параллельны друг другу. Наиболее дешевый сорт шашки имеет квадратную лицевую сторону (10—15 см) и высоту 12—16 см.

Каменные материалы в зависимости от физико-механических свойств и главным образом от прочности делятся на классы. Прочность определяют раздавливанием на прессе кубика камня и оценивают давлением, вызывающим разрушение. Плотность характеризуется объемным весом. Водопоглощением называют свойство материала впитывать и удерживать воду; оно определяется степенью заполнения пор каменного материала водой. Морозостойкость определяется числом циклов замораживания (до —20° С) и оттаивания, выдерживаемых без понижения прочности.

Минеральные вяжущие материалы используют главным образом в виде цемента и извести. При укреплении грунтов их смешивают с улучшаемой средой. В результате сложных физико-химических процессов улучшаются механические свойства грунта, значительно увеличивается (в 6—10 раз) их прочность. Для укрепления грунтов используют портландцемента марки не ниже 400. Марка — предел прочности при сжатии кубиков со сторонами 70,7 мм, изготовленных из раствора с соотношением цемента к песку 1:3.

Известь получают путем обжига известняка или других горных пород, содержащих углекислый кальций (CaCO3). Материал, полученный в виде кусков, называют негашеной известью, или кипелкой. При обработке ее водой получают гашеную известь (пушенку) в виде тонкого порошка. Марка извести по прочности должна быть не ниже 25 кг/см 2 . Применяют известь I и II сорта. Практически пушенку следует применять не позже чем через месяц после гашения. Грунт, укрепленный известью, является недостаточно морозостойким, поэтому такие дорожные одежды следует применять в южных районах (III, IV и V дорожно-климатические зоны).

Органические вяжущие материалы используют в основном в виде битумов и дегтя. В результате обволакивания поверхности минеральных частиц грунта или каменных материалов пленками органического вяжущего материала, заполнения ими мелких грунтовых пор, а также взаимодействия между частицами грунта и вяжущим грунт приобретает устойчивость и хорошее сцепление частиц; водонепроницаемость и прочность его почти не зависят от переменных условий водного режима. Поверхность дорог, устроенных с применением органических вяжущих, становится водонепроницаемой и обеспыленной. Сдвигов минеральных частиц под колесами машин почти не наблюдается.

При строительстве дорог применяют вязкие битумы, твердые или полутвердые марок от БНД 200/300 до БНД 40/60, жидкие среднегустеющие марок от СГ 15/25 до СГ 130/200 и медленногустеющие марок от МГ 25/40 до МГ 130/200.

Буквы марок обозначают: БНД — битум нефтяной дорожный, СГ и МГ — средне — и медленногустеющий; цифры — показатели его вязкости. Чем выше цифровые значения, тем более вязким является битум.

Битумы применяют в разогретом виде. Из жидких битумов среднегустеющие следует применять в северных районах, медленногустеющие — в южных. Меньшее применение на дорогах находят каменноугольные дегти.

В настоящее время кроме битумов и дегтей для укрепления грунтов применяют также отходы и полуфабрикаты химической промышленности: сульфитно-бардяной концентрат с хромовыми отвердителями, фосфорную кислоту и другие фосфорсодержащие материалы, фурфурол-анилин и пр.

Местные материалы применяют только в отдельных местах. Незначительная стоимость, даже при меньшей прочности, позволяет использовать их для устройства дорожных одежд. К таким материалам относятся котельные и металлургические шлаки, болотная руда, горелые породы, ракушка и пр.

Шлаки металлургические представляют собой хороший дорожно-строительный материал в районах развитой металлургической промышленности. Наиболее пригодны для использования вместо щебня и гравия кислые доменные и мартеновские шлаки — плотные, однородные по окраске, с кристаллической структурой. Шлаки пониженной прочности, имеющие большой налет и раковинное строение, можно использовать для нижних слоев дорожных одежд. Наличие слоя шлака в дорожных одеждах уменьшает их промерзание зимой, что способствует уменьшению пучин и сокращению периода распутицы. Для устройства дорожных одежд применяют котельные (топочные) шлаки, хотя их прочность из-за наличия золы и несгоревших кусков угля меньше. Можно использовать также шлаки, не имеющие в своем составе комьев грунта и содержащие мелкие зерна (меньше 2 мм), но не более 20%.

Болотная руда залегает слоями небольшой толщины под растительным слоем. Получаемый из нее щебень можно использовать в нижних слоях дорожных одежд при прочности на сжатие не ниже 50 кг/см 2 .

Горелые породы — это грунты, находящиеся в отвалах угольных шахт, обожженные при самовозгорании оставшегося в породе каменного угля. Горелые породы хорошего качества имеют плотную структуру, гладкую камневидную поверхность, могут использоваться для дорожных одежд, но из-за слабой износостойкости требуют устройства защитного слоя. Крупные глыбы горелых пород нужно предварительно разбивать.

Ракушка — материал морского и речного происхождения, имеющийся в южных районах и залегающий слоями до 1 м. Обычно ракушка бывает смешана с галькой, песком или песчано-глинистыми грунтами. Этот материал можно использовать для устройства оснований дорожных одежд.

Дорожно-строительные работы

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Дорожно-строительные работы» в других словарях:

Работы сосредоточенные — дорожно строительные работы большой трудоемкости, сконцентрированные в одном месте на незначительном протяжении или площадке и, как правило, выполняемые на основе индустриального или комплексно механизированного производства (мосты, большие трубы … Строительный словарь

Строительные машины — средства механизации, предназначенные для выполнения строит. работ. В зависимости от конечной цели определённые С. м. выполняют последовательно ряд рабочих процессов. По назначению можно выделить основные группы С. м.: машины для… … Большая советская энциклопедия

Военно-строительные войска — Основная статья: Специальные войска Нарукавный знак военно строительных частей ВС СССР … Википедия

Правила: Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации — Терминология Правила: Правила учета и анализа дорожно транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации: 1. Автомобильная дорога комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Другие публикации:  Заявление о переводе на другую должность форма

Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации — Терминология Правила учета и анализа дорожно транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации: 1. Автомобильная дорога комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений, обеспечивающих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дороги — общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5 м тысячелетии до н. э. Обычно… … Большая советская энциклопедия

Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия

Протвино — Город Протвино Флаг Герб … Википедия

Каток дорожный — машина для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных оснований и покрытий. К. д. применяют в автодорожном, железнодорожном, промышленном, городском, гидротехническом, аэродромном строительстве. По способу перемещения К. д. делятся на… … Большая советская энциклопедия

Медногорск — Город Медногорск Флаг Герб … Википедия

Вниманию производителей дорожно-строительных материалов и изделий, а также организаций, осуществляющих дорожную деятельность на автомобильных дорогах федерального значения

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 (с изменениями) 1 сентября 2016 года завершается переходный период после которого на дорожно-строительные материалы и изделия будут в полном объеме распространяться обязательные требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны осуществляться с применением дорожно-строительных материалов и изделий, соответствующих требованиям ТР ТС 014/2011 и проектной документации.

Для однозначной идентификации видов продукции, попадающих под действие ТР ТС 014/2011, определены:

— перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (Приложение 1 к ТР ТС 014/2011);

— перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации (Приложение 2 к ТР ТС 014/2011).

Алгоритм подтверждения соответствия дорожно-строительных материалов и изделий требованиям ТР ТС 014/2011 приведен в пункте 24 статьи 5 указанного технического регламента.

Информация об органах по сертификации и испытательных лабораториях, аккредитованных для проведения работ по подтверждению соответствия, размещена на официальном сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/ (раздел «Реестры», подраздел «Национальная часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза»).

С 1 сентября 2016 года не допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ЕврАзЭс или законодательством Российской Федерации, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до 15 февраля 2015 года.

С 1 сентября 2016 года не допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории ЕврАзЭс продукции, не подлежавшей до 15 февраля 2015 года обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами Евразийской экономической комиссии, входящими в право ЕврАзЭс, или законодательством Российской Федерации, без документов об обязательной оценке соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 декабря 2015 г. № 176 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. № 159» внесены изменения в перечень стандартов, в результате применения которых с 01 сентября 2016 года на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований TP ТС 014/2011, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований TP ТС 014/2011 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования с 01 сентября 2016 года. Применение на добровольной основе включенных в перечни стандартов является достаточным условием соблюдения требований TP ТС 014/2011.

Вместе с тем, зарегистрированные в установленном порядке до 01 сентября 2016 года декларации о соответствии и сертификаты соответствия ТР ТС 014/2011 имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории ЕврАзЭс в отношении дорожно-строительных материалов и изделий, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории ЕврАзЭс в течение всего срока их действия.

Переоформление проектной документации, разработанной и утвержденной до вступления в силу ТР ТС 014/2011, не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1443 определены органы, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 014/2011:

— Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — в рамках осуществления государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

— Министерство внутренних дел Российской Федерации — в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Статьями 14.43-14.48 КоАП РФ за нарушения требований ТР ТС 014/2011 предусмотрена административная ответственность в виде штрафов до 1 000 000 рублей.

С ежегодным сводным планом проведения плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу:http://genproc.gov.ru/

(раздел «Единый реестр проверок Сводный план проверок»).

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад»
имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства»

Приемная: +7 (812) 405-08-58

Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, д. 9, литер А

СВОЙСТВА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дорожно-строительные материалы в период эксплуатации в сооружении (дорожная одежда, мосты и др.) подвергаются воздействию внешних механических сил и физико-химических факторов окружающей среды. К внешним механическим воздействиям относят ударные и статические нагрузки транспортных средств, массу элементов конструкций, механическую работу воды, льда, ветра. К физико-химическим факторам относят колебания температуры воздуха, атмосферные осадки, поверхностные и грунтовые воды и др.

В зависимости от того, в каком элементе дорожной конструкции работают материалы, они по-разному подвергаются воздействию внешних сил. С течением времени под влиянием сложного комплекса механических, физических и химических факторов строительные материалы в дорожных конструкциях постепенно разрушаются. Пригодность материалов для конкретных условий определяются по их свойствам. Показатели свойств материалов являются важнейшими критериями их качества. Они нормированы в государственных стандартах и других нормативно-технических документах. Свойства материалов не остаются стабильными, они изменяются под воздействием физических, механических и физико-химических факторов. Выделяют следующие свойства:

Физические свойства характеризуют физическое состояние материала (фазовое состояние, плотность, структуру), а также определяют его отношение к физическим процессам окружающей среды. Важнейшими из физических свойств материала являются:

Плотность — масса вещества материала в единице его объема. Плотность строительных материалов больше единицы.

Объемная масса — масса единицы объема материала в естественном состоянии (с порами и пустотами и т. д.). Объемная масса строительных материалов обычно меньше плотности. Чем меньше пористость материала, тем ближе значения объемной массы и плотности. Поэтому по объемной массе можно судить о пористости материала. У рыхлых зернистых материалов различают насыпную массу — массу единицы объема материала в рыхлом состоянии. Насыпная масса характеризует, кроме пор в зернах материала, пустоты между зернами.

Пористость характеризует количество пор и микротрещин в единице объема материала

,

где — объемная масса;

— плотность материала.

Влажность определяют в процентах по объему или массе:

,

где и — масса влажного и сухого образца материала, г;

— объем материала.

Водопоглощение — количество воды, которое может поглотить погруженный в воду материал, а затем удержать молекулярными и капилярными силами при атмосферном давлении.

Водонасыщение определяется количеством воды, которое может поглотить материал при вакууме или повышенном давлении.

Теплопроводность — способность материала передавать через свою толщу тепловой поток, возникающий вследствие разности температур на поверхностях, ограничивающих материал. Ее характеризуют коэффициентом теплопроводности, измеряемым в единицах Вт/(м о С).

Механические свойства — способность материала сопротивляться деформированию и разрушению под действием напряжений, возникающих в результате приложения внешних сил.

Нагрузки вызывают в материалах нормальные и касательные напряжения, обусловливающие процессы деформирования материала. В качестве основных можно выделить следующие механические свойства:

Прочность — важнейшее свойство материала, в большинстве случаев определяет возможность его использования в строительной конструкции. Прочность материалов измеряется мегапаскалями (МПа). Наиболее прочными являются металлы, например, сталь (150-500 МПа), прочность гранитов при сжатии 120-150 МПа, при растяжении менее 10 МПа, прочность бетонов при сжатии изменяется от 1 до 100 МПа, а при растяжении их прочность в 10-15 раз меньше. Прочность асфальотобетонов при сжатии 5-7 МПа (температура при испытании 20°С).

Упругость — свойство материала обратимо поглощать энергию, передаваемую внешними воздействиями, что выражается в восстановлении первоначальной формы и объема образца после прекращения действия внешних сил.

Упругость характеризуют модулем упругости

;

где — модуль упругости;

— напряжение, МПа;

— относительная деформация.

Вязкость — свойство твердых тел под воздействием внешних сил необратимо поглощать механическую энергию при пластической деформации Вязкость жидких материалов характеризует способность сопротивляться перемещению одного слоя материала относительно другого. Вязкость материала характеризуют коэффициентом вязкости:

где — коэффициент вязкости;

— скорость изменения относительной деформации, с -1

С вязкостью и упругостью материалов в определенной мере связаны пластичность и хрупкость.

Пластичность — способность материала необратимо деформироваться под влиянием действующих на него усилий без разрыва сплошности (образования трещин).

Хрупкость — свойство материалов под влияниём внешних сил разрушаться, не давая остаточных пластических деформаций. Хрупкость противоположна пластичности. Хрупкость и пластичность материалов изменяется от температуры и режима нагружения. Например, битумы хрупки при пониженной температуре и быстро нарастающей нагрузке и пластичны при медленно действующей нагрузке и повышенной температуре.

Ползучесть — способность материалов длительно деформироваться под действием постоянной нагрузки. Ползучесть материалов возрастает с уменьшением их вязкости, поэтому большей ползучестью обладают вязкие, пластичные материалы (например, асфальтобетон) и меньшей хрупкие, упругие материалы (например, цементобетон).

Химические свойства материалов определяют его способность вступать в химическое взаимодействие с веществами среды, в которой он находится, их учитывают при оценке пригодности материала для тех или иных целей в строительстве. К химическим свойствам относятся:

Растворимость — способность образовывать истинные растворы в результате взаимодействия материала с водой или другими растворителями. Строительные материалы в большинстве случаев должны быть нерастворимыми в условиях их эксплуатации.

Коррозионная стойкость — свойство материала не разрушаться в агрессивных средах (щелочная, кислотная среда, проточная вода и др.).

Атмосферостойкость — свойство материала не разрушаться под воздействием климатических условий. С атмосферостойкостью материала часто связана его склонность к старению вследствие протекания в нем физико-химических процессов и ухудшения свойств. Старение характерно для полимеров, битумов, асфальтобетонов.

Твердение — свойство материала затвердевать (переходить из пластичного состояния в твердое) в результате химических процессов и приобретать ряд новых свойств — сопротивляться различным по виду и характеру нагрузкам, агрессивным воздействиям внешней среды.

Адгезия — свойство одного материала прилипать к поверхности другого. Измеряют адгезию прочностью сцепления при отрыве одного из них от другого. Адгезия имеет важное значение в технологии изготовления материалов и конструкций.

Конструкционные свойства обуславливают возможность создания из материалов конструкций с заданными механическими свойствами. К ним относятся:

Твердость – способность материала сопротивляться проникновению в него более твердого материала.

Другие публикации:  Налог на доходы при дарении недвижимости

прочность – способность материала уменьшаться в массе и объеме под действием истирающих усилий.

Износ – свойство материалов сопротивляться одновременному воздействию истирания и ударов.

Технологические свойства –характеризуют поведение материала при технологических процессах:

Формуемость (удобоукладываемость) – свойство смесей приобретать заданную форму при минимальных затратах средств.

Нерасслаиваемость – свойство смеси сохранять неоднородность при транспортировке и формовании.

Эксплуатационные свойства – обуславливают работу материала в элементах дорожных конструкций на протяжении определенного отрезка времени:

Долговечность – продолжительность работы материала в конструктивных элементах сооружений в условиях эксплуатации. С долговечность материалов связывают выносливость – способность сопротивляться многократно прилагаемым механическим воздействиям.

2. СТРУКТУРА МАТЕРИАЛА

Структура материала характеризуется качеством и количественным соотношением составляющих, их взаимным расположением и связями между ними.

По методам изучения различают:

макроструктуру – строение, видимое невооруженным лазом;

микроструктуру – строение материала, видимое в микроскоп;

ультромикроструктуру – внутренне строение материала, составляющего материал, изучаемого методами электронной микроскопии. На уровне ультромикроструктуры материала изучено главным образом строение вещества, состоящего из одного или нескольких элементов, между которыми устанавливаются устойчивые связи.

Свойства вещества зависят от химического строения молекул, в которых атомы располагаются таким образом, чтобы общая потенциальная энергия системы была минимальной.

Идеальный кристалл имеет пространственную решетку, расположение атомов, ионов, молекул в узлах которой периодично и характерно для данного вещества.

Строение реальных кристаллических и аморфных веществ существенно отличается от идеального по следующим позициям:

1. Структура материала у поверхности значительно отличается от структуры в их толще. Атомы и молекулы вещества на поверхности материала более активны, чем внутри материала. Поэтому поверхность материала всегда покрыта слоями других веществ, что существенно изменяет свойства материала в целом. Вследствие этого структура материала всегда находится в неравновесном, внутренне напряженном состоянии.

2. Важнейшими критериями качества структуры является плотность, объемная масса и пористость материала. Зная эти показатели, можно судить о прочности и долговечности материала. Наиболее высокой прочностью обладает идеально однородный материал. Появление неоднородности в нем вызывает концентрацию напряжений, вследствие чего образуются микротрещины. Общую зависимость прочности от неоднородности структуры можно представить графически следующим образом:

Схема зависимости прочности от неоднородности

3. Структура материала может быть одно-, двух- и многокомпонентной. Различают конгломератную (бетоны), волокнистую (древесина, стеклопластик), слоистую (текстолиты) и рыхлозернистую (песок, щебень) макроструктуры. Для простоты изучения многокомпонентные структуры обычно разделяют на двухкомпонентные.

4. В формировании свойств материалов важное значение имеет их микроструктура. По характеру связей между компонентами можно выделить три типа микроструктур – коагуляционную, конденсационную и кристаллизационную.

Коагуляционная структура – пространственные микросетки, возникшие путем беспорядочного сцепления мельчайших частиц дисперсной фазы через тонкие прослойки жидкой или газообразной среды. Свойства коагуляционной структуры обусловлены наличием тонких пленок в местах контакта частиц фазы, поэтому эти структуры характеризуются малой прочностью, хорошей пластичностью и способностью восстанавливать структуру (тиксотропность) после ее разрушения температурными или механическими воздействиями (глиняное тесто, битум в а/б).

Конденсационные структуры представляют собой хрупкие пространственные микросетки, которые образуются из коагуляционных структур вследствие уменьшения в системе жидкой фазы (высушенная глина). Возникает непосредственный контакт между частицами фазы, прочность увеличивается, но при этом утрачивается пластичность, эластичность и тиксотропность. Эта структура может переходить в коагуляционную при увеличении в системе жидкой фазы.

В кристаллизационной структуре пространственные сетки образуются в результате непосредственного срастания отдельных кристаллов. Структура обладает большой прочностью, разрушается без заметных остаточных деформаций и характеризуется отсутствием тиксотропных свойств. Кристаллизационные структуры характерны для горных пород, цементобетонов и т.д.

Между рассмотренными структурами могут быть промежуточные: кристаллизационно-конденсационные, коагуляционно-конденсационные.

По крупности зерен составляющих в каменных материалах различают крупно-, средне и мелкокристаллические структуры. Форма зерен структурных составляющих влияет на образование определенных структур и свойств материалов. С уменьшением крупности зерен существенно изменяются свойства материала. Это связано с тем, что с уменьшением зерен структурных составляющих изменяется характер неоднородности материала, а следовательно, и его внутреннее напряженное состояние.

Структура оказывает большое влияние на изоляционные, технологические, эксплуатационные свойства материалов, на их долговечность. Поэтому, оптимизируя ее, можно заметно улучшить свойства материалов.

3. ПРИРОДНЫЕ КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Природные каменные материалы изготавливают из скальных и обломочных горных пород. Скальные горные породы — с жестки структурными связями, обладают достаточно высокой прочностью и залегают в виде массивов или трещиноватых слоев. Обломочные горные породы — рыхлые (сыпучие) состоят из обломков скальных горных пород без прочных связей между ними и залегают в виде скопления.

В зависимости от назначения и условий, в которых будет работать материал, применяют дробленые материалы (щебень, высевки), колотые (бутовый камень, шашку для мощения), пиленые (блоки, плиты), штучные разной степени обработки (брусчатку, шашку для мозаиковой мостовой, бортовые и облицовочные камни, блоки).

К природным обломочным горным породам относят валунный камень, гравий и песок, которые уже в природном виде могут быть использованы в строительстве. В необходимых случаях валунный камень и галечно-гравийный материал подвергают расколу, дроблению и последующему грохочению.

Стоимость каменных материалов относительно невысока, вследствие чего их широко применяют для устройства конструктивных слоев дорожных одежд, дренажных и укрепительных устройств.

Природные каменные материалы, являясь продуктом механической переработки горных пород, отличаются от последних формой и размерами, а также состоянием поверхности раскола. Поэтому их свойства зависят от состава исходной горной породы и ее состояния (трещиноватости, степени выветрелости и др.).

Горные породы — основное сырье для производства керамики, минеральных вяжущих (гипса, извести, цементов), искусственных каменных безобжиговых материалов, стекла, бетонов и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД

Горные породы представляют собой плотные или рыхлые агрегаты, состоящие из тех или иных минералов, обломков других горных пород, в свою очередь, сложенных теми или иными минералами.

Условия образования (генезиса) горных пород предопределяют их состав, строение, характер залегания, а следовательно, и свойства. По генезису горные породы, слагающие земную кору делят на три группы: магматические (изверженные), осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы подразделяют на: глубинные (граниты, сиениты, габбро, лабрадорит); излившиеся древние (кварцевый порфир, порфирит, диабаз) и новейшие (трахит, андезит, базальт, липарит). Они образовались в результате застывания магмы как в слоях земной коры, так и на ее поверхности. Поднимаясь по трещинам в земной коре, магма вследствие снижения температуры и давления постепенно застывала на глубине или значительно быстрее на поверхности, образуя магматические глубинные и излившиеся горные породы. От быстроты охлаждения зависит и форма минералов: в условиях медленной кристаллизации образуются крупные кристаллы, а в условиях быстрой — мелкие. При очень быстром охлаждении образуются породы стекловатой структуры.

При быстром охлаждении магмы и интенсивном выделении из нее газообразных продуктов образовались излившиеся магматические породы — пемза, вулканический пепел, характерной особенностью которых является пористая, ноздреватая пемзовидная структура.

Осадочные горные породы подразделяются на:

— обломочные рыхлые представляющие собой рыхлые продукты механического разрушения, в виде скопления обломков разной величины и формы (валуны, галька, гравий, пески, глины);

— обломочные сцементированные образующиеся последующим уплотнением и цементированием природными веществами, например глиной (песчаники, конгломераты, брекчии, некоторые виды опок);

— химические осадки, образовавшиеся путем осаждения минеральных веществ из водных растворов с последующим уплотнением (гипс, ангидрит, доломит, магнезит,. известковые туфы);

— органогенные осадочные породы являющиеся продуктом отложения остатков различных отмерших организмов с последующим уплотнением и цементацией(известняки, мел, диатомит, трепел, опока).

Метаморфические горные породы на продукты видоизменения магматических и осадочных пород под влиянием высоких температур и давления. Метаморфизм выражается в изменении структуры, текстуры и минералогического состава.

Качество горных пород для производства дорожно-строительных материалов определяются их минералогическим составом, структурой и текстурой. Породы, состоящие практически из одного минерала, называют мономинеральными, или простыми. Породы из нескольких минералов называют сложными, или полиминеральными.

Породы одинакового минералогического состава могут иметь разную структуру, а следовательно, различные свойства (гранит и кварц, одинаковый минералогический состав, разная структура) и, наоборот, породы различного состава могут обладать одинаковой структурой (гранит и диорит, разный минералогический состав, но одинаковая кристаллическая структура).

Структура (строение) горной породы определяется размером и формой кристаллов, их сочетанием и размещением между собой. Различают следующие виды структур: кристаллическую, пегматитовую, порфировую, стекловатую, зернистую. Однородная мелкозернистая структура ( 10 мм) разновидностями горных пород.

Различают также текстуру (сложение), которая характеризует наличие пор и микротрещин в породе. Породы с плотной текстурой более прочны и устойчивы, более теплопроводны, они лучше полируются, чем пористые разновидности. С увеличением пористости (ноздреватости, ячеистости) понижается прочность и стойкость против выветривания.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ СКАЛЬНЫХ И ОБЛОМОЧНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД

Горные породы магматического, осадочного и метаморфического происхождений наибольший интерес с точки зрения производства каменных материалов представляют.

Магматические горные породы по химическому составу характеризуются содержанием главным образом кремния, алюминия, железа кальция, магния, калия и натрия.

Каменные строительные материалы, получаемые из плотных кристаллических магматических горных пород, отличаются большой прочностью, твердостью, вязкостью, погодоустойчивостью, хорошей обрабатываемостью. К основным магматическим горным породам, используемым для производства дорожно-строительных материалов можно отнести:

Гранит — наиболее распространенная глубинная магматическая горная порода. Он обладает плотным сложением. Цвет гранита зависит главным образом от ортоклаза и содержания темноцветных минералов; обычно преобладают серые и красные цвета разных оттенков. Граниты характеризуются средней плотностью 2700 кг/м 3 объемной массой 2600 кг/м 3 , малой водонасыщенностью, большой прочностью (120 — 200 МПа) и погодостойкостью.

Сиениты по минералогическому составу отличаются от гранитов отсутствием кварца. (или небольшим содержанием его) и преобладанием щелочного полевого шпата. Окраска сиенитов чаще бывает серая, красноватая, темно-зеленоватая. Плотность их 2700 — 2900, объемная масса 2600 — 2800 кг/м 3 , пористость и водонасыщение незначительны. Прочность при сжатии у сиенитов колеблется в пределах 120 — 150 МПа. По сравнению с гранитами они несколько мягче, лучше полируются и более вязки.

Диориты имеют равномерно кристаллическую структуру, окраска преобладает от темно-зеленоватой до черно-зеленой, плотность 2700 — 3000 кг/м 3 прочность при сжатии 180 — 340 МПа в среднем выше, чем у гранитов и сиенитов. Они отличаются повышенной вязкостью и устойчивостью против выветривания. Диориты наравне с гранитами и сиенитами пригодны для производства различных видов каменной продукции и в особенности штучных материалов.

Габбро имеют равномерно кристаллическую структуру, окраска темно-зеленая, оливково-зеленая и коричнево-зеленая, плотность 2800 — 3100 кг/м 3 прочность при сжатии в среднем 200 — 280 МПа, но у крупнозернистых разновидностей уменьшается до 100 МПа. Габбро — стойкая порода против выветривания, наряду с высокой прочностью обладает большой вязкостью, что несколько затрудняет разработку, хорошо полируется. Наряду с другими изверженными породами габбро находит применение в дорожном строительстве для получения различных строительных материалов.

Диабазы — преимущественно мелкокристаллические породы. Характерной особенностью диабазов является переплетенное строение, при котором промежутки между беспорядочно переплетенными кристаллами известково-натровых полевых шпатов заполнены темной аморфной ангидритовой массой. Плотность диабаза 2800 — 3000 кг/м 3 прочность при сжатии в среднем около 200 МПа (иногда до 400 МПа); они хорошо полируются. При выветривании диабаз приобретает бурую окраску и распадается на щебень ржавого цвета, обогащенный глинистым веществом.

Базальты — породы темного цвета, плотные, обычно скрытокристаллической структуры. Технические свойства базальтов крайне различны: плотность 2700 — 3300 кг/м 3 они тверды и обладают высокой прочностью, достигающей 300, иногда 500 МПа. Относительная хрупкость базальтов несколько снижает их общие, довольно высокие технические свойства.

Осадочные горные породы залегают в верхних слоях земной коры. Земная поверхность на 75 — 80% расположена в области развития осадочных горных пород, но в общей толще земной коры осадочные породы составляют 5%. Каменные материалы из осадочных горных пород характеризуются разнообразными техническими свойствами, что объясняется условиями образования пород. Для осадочных горных пород характерной особенностью является пластовая форма залегания. С течением времени осадочные горные породы за счет уплотнения и цементации претерпевают ряд физико-химических изменений. Основные осадочные горные породы:

Другие публикации:  Дарственная на квартиру после смерти оформление

Обломочные породы или механические отложения — продукты выветривания магматических, метаморфических или ранее образованных осадочных пород. Различают рыхлые и сцементированные обломочные породы.

Рыхлые обломочные осадочные горные породы — скопление продуктов выветривания скальных горных пород. По происхождению (генезису) рыхлые обломочные горные породы могут быть: речные или аллювиальные (русловые, пойменные и дельтовые осадки), озерные и морские (прибрежные и глубинные), ветровые или эоловые (дюнные, барханные, бугристо-кучевые, грядовые). По крупности окатанных обломков рыхлые горные породы условно делят на валуны (крупнее 100 мм), гальку, гравий и песок.

1. Валунный камень — грубоокатанные, преимущественно округлой формы, обломки скальных горных пород размером более 100 мм. По условиям залегания валунный камень может быть верховой (или полевой), низовой (недровый), речной (горные реки), морской и озерный (прибрежный и донный или глубинный). Валуны размером до 25 см называют сырцом, так как их можно при менять для дорожных работ (например, мощения) без дополнительной обработки. Более крупные валуны используют для получения каменного материала (шашки, щебня) путем раскалывания и дробления.

2. Галька — представляет собой окатанные водой обломки горных пород размером от 100 до 70 (40) мм. Она обладает теми же свойствами, что и мелкий валунный камень. Гальку применяют для устройства оснований, дренажей, но чаще измельчают и используют как щебень.

3. Гравий — рыхлое скопление окатанных обломков исходных горных по род размером от 70 до 5 (3) мм. В месторождениях карьерный гравий может залегать в виде сплошных скоплений, отдельных слоев, линз, гнезд и содержать различное количество примесей в виде галечников, песка, глинистого вещества. Более рентабельны для разработки его сплошные покровные отложения. Добытый в карьере гравий (рядовой) может содержать различное количество песка.

В случае, когда гравийный материал содержит более 50% песка, его называют гравийно-песчаным. Крупный рядовой гравий состоит из зерен 5 — 70 мм, а средний рядовой 5 — 40 мм. Карьерный гравий после отгрохотки и отделения песка называется сортовым. Его разделяют на следующие фракции: 70 — 40, 40 — 20, 20 — 10, 10 — 5 и менее 5 мм — гравийный песок.

Гравийный материал (рядовой карьерный и фракционированный составной) применяют для устройства гравийных покрытий, конструктивных слоев дорожной одежды, дренажных сооружений, в качестве балластного слоя для железных дорог, крупно-зернистой составляющей в цементобетоне. Дробленый гравий применяют в качестве щебня для приготовления асфальтобетонных смесей.

4. Песок – рыхлая зернистая порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород, крупностью зерен до 5(3) мм. В песке иногда имеются частицы мельче 0,05 мм, которые называют пылевидно-глинистыми. Пески имеют плотность 2650 кг/м 3 объемную массу от 1450 до 1800 кг/м 3 . Качество песка для строительных работ определяют минералогическим составом, формой зерен, гранулометрическим (зерновым) составом содержанием глинисто-пылеватых частиц плотностью, объемной (насыпной) массой, пустотностью, фильтрационной способностью, влажностью и содержанием органических примесей. Песок применяют для устройства подстилающих слоев дорожной одежды, приготовления строительных растворов, цементо- и асфальтобетонов, для устройства дренажей.

5. Дресва — промежуточный продукт выветривания скальных горных пород. Дресва является местным материалом и в зависимости от исходной горной породы и стадии выветрелости может применяться для устройства различных слоев одежды на дорогах местного значения.

Сцементированные осадочные породы – образовались из рыхлых в результате цементации природными веществами. В дорожном строительстве наиболее часто применяются:

1. Песчаники — состоящие из мелких зерен минералов, связанных природным цементом в плотную относительно массу. В зависимо от цементирующего вещества и примесей различают песчаники: глинистый, кремнистый, железистый, известковый (карбонатный), гипсовый, битуминозный и др. Наибольшей прочностью, твердостью и устойчивостью против выветривания обладают плотные, мелкозернистые, кремнистые песчаники. Песчаники, обладая разнообразными техническими свойствами, находя применение в дорожно-мостовом строительстве в основном как местные материалы в виде бута, колотой шашки, щебня и реже штучного камня.

2. Конгломераты состоят из округлых обломков минералов и горных пород размером больше 5 мм, сцементированных каким-либо природным веществом (известняковым, доломитовым, глинистым, мергелистым, кремнистым и др.). Аналогичная порода, но состоящая из угловатых обломков горных пород, носит название брекчии. Лучшими свойствами для строительных целей отличаются породы из прочных угловатых обломков, сравнительно небольших по размеру, имеющих малую пустотность и связанных прочным устойчивым цементом.

Осадочные породы органогенного происхождения образовались в результате уплотнения и цементации отмерших организмов. Отличаются значительной пористостью, многие растворяются в воде. В дорожном строительстве используют карбонатные (известняки, мел, ракушечники) и кремнистые (опоки, трепелы) осадочные породы.

1. Известняки — горные породы, состоящие главным об углекислого кальция (CaCO3). В основном известняки — морского происхождения и лишь небольшая часть известняков образовалась в результатё отложения углекислого кальция горячих источников. Технические свойства известняков разнообразны и зависят от состава, структуры и текстуры. Однородные плотные скрытокристаллические известняки, зерна которых сцементированы кальцитом, отличаются высокой прочностью (в среднем до 120 МПа), хорошей обрабатываемостью и сравнительно небольшой истираемостью. Примесь глинистого вещества заметно снижает качество известняка как строительного материала. Различают:

мраморовидные известняки — переходные породы от известняка к мрамору, прочность при сжатии их колеблется в пределах 90—150 МПа;

оолитовые известняки — отличаются значительной пористостью, малой прочностью и твердостью, слабой погодоустойчивостью);

известняки-ракушечники — состоят из известняковых ракушек различных моллюсков. Ракушечники характеризуются большой пористостью, крупными порами и пустотами, малой прочностью (0,4 МПа), малой объемной массой (б00 — 15000 кг/м 3 ) воздухопроницаемостью, малой теплопроводностью и погодоустойчивостью. Они легко обрабатываются и поддаются распиловке. В связи с этим известняки-ракушечники применяют в виде блоков правильных форм для кладки стен.

Известняки используют преимущественно как местный материал в виде бута, щебня и т.д. Из плотных перекристаллизованных известняков изготовляют плиты, блоки и высокосортный щебень для дорожного строительства. Известняки используют также в производстве извести и цемента.

2. Мел — представляет собой мягкую слабосцементированную породу. Плотные разновидности мела применяют как местный материал для устройства дорожных оснований.

3. Опока — тонкопористая горная порода. Опоки обладают гидравлическими вяжущими свойствами и используются как активная добавка к цементу (приготовление известково-пуццоланового цемента).

4. Мергель – порода смешанного происхождения, используется как сырье для получения портландцемента.

Осадочные породы химического происхождения образовались в результате выпадения из растворов химических осадков. Наиболее распространенными являются доломиты, магнезиты, гипс.

1. Доломиты – как бывают зернистой, оолитовой и кристаллической структуры. Несколько тверже известняков. В строительстве дорог применяют на равнее с известняками.

2. Гипс — используется как сырье для производства вяжущего и как добавка в производстве цемента.

Метаморфические горные породы образовались в результате изменения магматических и осадочных горных пород. Метаморфизация магматических пород, как правило, ухудшает их физико-механические свойства. Метаморфизация осадочных пород, наоборот, улучшает механические свойства. Поэтому при метаморфизме скальных пород осадочного происхождения обычно образуются породы массовой текстуры и равномерно зернистой структуры (мрамор).

1. Гнейсы — горные породы грубо- или тонкосланцеватой и ленточной текстур. Обычно гнейсы обладают значительной прочностью при сжатии (150 — 200 МПа), но наличие хорошо выраженной сланцеватости в ряде случаев несколько ограничивает область применения их в дорожном строительстве.

2. Кварциты — равномерно кристаллическая, плотная горная порода. Кварциты характеризуются большой плотностью, прочностью, хрупкостью и твердостью, при разломе они образуют гладкую поверхность с острыми режущими ребрами. Кварциты весьма устойчивы против выветривания. Отрицательными признаками кварцитов являются трудная их обрабатываемость, гладкость поверхности раскола и острые ребра щебня. Кварциты используются для строительных работ в виде бутового камня, щебня, реже шашки для мощения. Из лучших его разновидностей изготовляют штучный камень.

3. Мрамор — плотный кристаллический известняк, состоящий в основном из тесно сросшихся кристаллов кальцита (кальцитовый мрамор). Часто в мраморах наблюдаются примеси магнезита. Кальцитовый мрамор характеризуется плотностью около 2700 кг/м 3 твердостью, незначительной водонасыщенностью и прочностью при сжатии до 80 МПа. доломитовый мрамор тверже и прочнее. Мраморы хорошо поддаются распиловке, обработке, шлифовке. Вследствие высоких технических свойств и красивого рисунка мрамор издавна применяют для различных отделочных и декоративных работ. Недостатком мраморов является их относительно слабая сопротивляемость выветриванию. Разновидности мрамора, непригодные для изготовления штучных изделий, а также отходы при обработке, дробят для получения мраморной крошки и порошка, которые применяют как заполнители в мозаичных работах и асфальтобетонах в качестве минерального порошка.

5. ПРИРОДНЫЕ КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ.

ЩЕБЕНЬ И ГРАВИЙ

Щебень из горных пород — неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления, применяется для устройства щебеночных конструктивных слоев, асфальтобетона и цементобетона.

Гравий из горных пород — неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый рассевом природных гравийно-песчаных смесей.

Щебень и гравий изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций:

— от 5 (3) до 10 мм;

— св. 40 до 80 (70) мм;

— смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.

По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80 (70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.

Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия должны соответствовать требованиям ГОСТ (табл. 1).

Читайте так же:

  • Приказ 205 гуфсин Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205"Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" С […]
  • Приказ об утверждении положений о структурном подразделении Об утверждении положений о структурных подразделениях Федерального архивного агентства и внесении изменений в приказ Росархива от 31.03.2010 № 28 «Об утверждении положений о структурных подразделениях Федерального архивного агентства» Утратил силу в связи с приказом Росархива от […]
  • Приказ минфина рф от 29082001 68н Приказ Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" Приказ Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н"Об […]
  • Указ срок действия Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от […]
  • Приказ мо поднаем Департамент жилищного обеспечения В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской […]
  • Аббревиатура федеральный закон Аббревиатура федеральный закон Сокращения и аббревиатуры Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; […]