Приказ на экономию гсм

Приказ на списание топлива

Списание топлива производится на основании данных путевых листов, карточек учета расхода ГСМ и отчета о движении ГСМ, а при ремонтных работах — на основании лимитно-заборных карточек, актов выполненных работ и расходных накладных. Для списания израсходованных горюче-смазочных материалов на предприятиях издается соответствующий приказ, в котором устанавливаются нормы расхода ГСМ.

Приказ должен отражать нормы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, период, на который распространяется повышающий коэффициент и его процент. В приказе указываются нормы расхода на другие горюче-смазочные материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Также устанавливается период для списания ГСМ, нормативный документ, предназначенный для этого и материальное лицо. Подписывается приказ директором и главным бухгалтером предприятия.

Норма потребления ГСМ также предусматривает надбавки и поправочные коэффициенты. По приказу руководителя организации осуществляется переход на зимние и летние нормы потребления ГСМ. В случае необоснованного перерасхода установленных норм, принимается решение о возмещении ущерба за счет виновных лиц. При экономии топлива водители могут быть премированы по приказу руководства. Такой вид премии зачисляется в бухгалтерском учете на соответствующий счет расходов на оплату труда и общая сумма премирования за экономию топлива не должна превышать размер экономии ГСМ.

Приказ на экономию гсм

Вопрос: Организация приобрела служебный автомобиль, на который Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» не утверждены нормы расхода топлива.

Правомерно ли руководствоваться нормами расхода топлива, утвержденными приказом руководителя организации, на основании технической документации и (или) информации, предоставляемой заводом — изготовителем автомобиля, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу нормирования расхода топлива для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в составе материальных расходов, либо согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.

Названными нормами не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций.

В то же время расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 Кодекса, в частности должны быть обоснованны. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

В соответствии с п. 6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Организация контроля и учета горюче-смазочных материалов в учреждениях системы МЧС (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 12.04.2015

Материально-техническое обеспечение системы МЧС представляет собой комплекс мероприятий по оснащению и обеспечению вооружением, военной и специальной техникой (далее — ВВСТ), горючим и смазочными материалами (далее — ГСМ), продовольствием, вещевым и другим имуществом, техническими средствами служб тыла, по поддержанию ВВСТ, запасов материальных средств и технических средств служб тыла в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС (далее — учреждения), к выполнению задач по предназначению. Материально-техническое обеспечение системы МЧС производится в соответствии с правилами, установленными Инструкцией N 555 .
———————————
Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Приказом МЧС России от 18.09.2012 N 555.

Обязанности по руководству материально-техническим обеспечением территориальных органов (учреждений) МЧС возлагаются приказом руководителя учреждения на определенного работника. Раздел 2 Инструкции N 555 предоставляет возможность возлагать данные обязанности на одного из заместителей (помощников, начальников управлений) руководителя территориального органа (учреждения) МЧС, если штатом не предусмотрена должность по руководству материально-техническим обеспечением территориального органа (учреждений) МЧС. Также в территориальных органах МЧС в установленном порядке могут создаваться:
— для реализации задач материально-технического обеспечения — управления (отделы, отделения) материально-технического обеспечения (далее — органы управления МТО);
— для реализации задач по отдельным видам материально-технического обеспечения — службы материально-технического обеспечения: ГСМ, продовольственная, вещевая, инженерная, РХБ защиты, автомобильная и техническая, подчиняющиеся руководителю органа управления МТО.
Ответственность за экономное расходование горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, за выполнение требований безопасности при обращении с ними возлагается на начальника службы горючего и смазочных материалов территориального органа (учреждения) МЧС (п. 29 Инструкции N 555). В его обязанности входят:
— подготовка предложений по распределению между учреждениями территориального органа, подразделениями учреждения лимитов расхода ГСМ;
— осуществление контроля за соблюдением лимитной дисциплины, экономным расходованием и правильным применением горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
— организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств заправки и транспортировки горючего;
— организация работы склада горючего и заправочных пунктов учреждения по приему, хранению и выдаче горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
— организация приема, хранения и выдачи горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств службы горючего;
— организация контроля качества горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
— организация правильной эксплуатации, своевременного обслуживания и ремонта технических средств службы;
— обеспечение правильного и экономного расходования горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, а также накопления, содержания и освежения установленных запасов горючего;
— организация сбора и сдачи отработанных нефтепродуктов;
— принятие мер по обеспечению надежной охраны подчиненного склада горючего, осуществление ежедневного контроля за исправностью технических средств сигнализации и охраны.

Примечание. Лимит расхода моторесурсов, порядок обеспечения ГСМ грузовых автомобилей и пассажирских автобусов, предоставляемых учреждениями МЧС для перевозки грузов и пассажиров сторонних организаций, в каждом отдельном случае устанавливаются министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 232 Инструкции N 555).

Учет расходования ГСМ, используемых подразделениями федеральной противопожарной службы в работе аварийно-спасательного инструмента и оборудования, ведение технической документации возлагаются на:
— старшего техника по водоснабжению и рукавному хозяйству (п. 38 Инструкции N 555);
— начальника гаража (для подразделений федеральной противопожарной службы — старшего водителя) (п. 40 Инструкции N 555).

Общие нормы по использованию техники

Техника не может использоваться без разрешения руководителя учреждения (п. 295 Инструкции N 555). Решение об использовании техники оформляется нарядом, форма которого приведена в Приложении 22 к Инструкции N 555. В подразделениях, находящихся на расстоянии свыше 50 км от пункта постоянной дислокации управления учреждения, составляется отдельный наряд на использование техники, копия которого направляется в адрес учреждения. При необходимости время использования техники, определенное нарядом, решением руководителя учреждения может быть продлено. Решение оформляется записью в путевом листе, заверяется подписью руководителя учреждения и гербовой печатью учреждения.
В технической службе учреждения ведется книга заявок на использование техники. Рекомендуемая форма книги приведена в Приложении 23 к Инструкции N 555 (п. 297 Инструкции N 555).

Оформление путевых листов

Пунктом 299 Инструкции N 555 установлено, что учет использования техники и выполненной работы ведется:
— в путевом листе (для спасательного воинского формирования МЧС — по рекомендуемому образцу согласно Приложению 24 к Инструкции N 555, для учреждений — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ);
— в книге учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении 25 к Инструкции N 555, в месячном плане эксплуатации и ремонта техники учреждения МЧС и паспорте (формуляре) машины (специальной установки, двигателя).
В силу норм п. 25 Инструкции N 162н для списания в расход всех видов топлива применяется путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007). Форма путевых листов утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Путевой лист оформляется, как правило, на одни сутки, а при направлении техники для выполнения личным составом служебных заданий — на срок его выполнения, но не более чем на 10 суток (п. 299 Инструкции N 555). Бланки путевых листов являются документами строгой отчетности, выдаются в установленном порядке и учитываются в автомобильной службе (технической части) учреждения по книге учета наличия и движения материальных средств.
———————————
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Другие публикации:  Исковое заявление надлежащего качества

Путевые листы и их корешки в автомобильной службе (технической части) учреждения до их выдачи в установленном порядке регистрируются в финансовом органе учреждения. Выдача путевых листов производится по журналу учета движения путевых листов. Такой журнал оформляется по рекомендуемому в Приложении 26 к Инструкции N 555 образцу.
Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Порядок N 152). Данным документом следует руководствоваться при заполнении этих бланков строгой отчетности. Пунктом 12 Порядка N 152 установлено, что в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа прописывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на праве оперативного управления.
Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты (п. 3 Порядка N 152):
— наименование и номер путевого листа;
— сведения о сроке действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.
Остановимся на том, какую информацию включают в себя обязательные реквизиты:
1) сведения о сроке действия путевого листа — дату (число, месяц, год) того дня, в течение которого путевой лист может быть использован, а если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
2) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
3) сведения о транспортном средстве:
— тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
— государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
— показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку;
4) сведения о водителе:
— фамилию, имя, отчество водителя;
— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Обратите внимание! На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом (п. 8 Порядка N 152).

Ведя разговор про оформление путевых листов, нельзя обойти вниманием вопрос прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров и проставления отметок о таких медосвидетельствованиях в путевых листах. В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14 «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения»).
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона N 323-ФЗ: работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности данных подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 6 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ следует, что целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Таким образом, проходить медицинское освидетельствование нужно в самом начале рабочей смены (дня). Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16 Порядка N 152).
Данные из путевого листа о работе машин (специальных машин, двигателей стационарных и передвижных агрегатов (станций)) и расходе ГСМ в день его сдачи записываются в книгу учета работы машин и расхода горючего и смазочных материалов (п. 300 Инструкции N 555).

Примечание. Не допускается списание горючего по моточасам на технике, тяговые двигатели которой не работают на привод специального оборудования (п. 302 Инструкции N 555).

Начальник автомобильной (инженерной и т.д.) службы спасательного воинского формирования МЧС (лицо, ответственное за эксплуатацию машин в учреждении) еженедельно проверяет правильность оформления путевых листов, соответствие записей в путевых листах о маршрутах движения и пройденных километрах, сверяет с записями в книгах учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов подразделений и заносит итоговые данные о расходе моторесурсов за неделю в месячный план эксплуатации и ремонта техники (п. 301 Инструкции N 555). Ежемесячные итоговые данные о расходе моторесурсов за месяц записываются в паспорта (формуляры) машин.
В свою очередь, заместитель начальника учреждения по МТО ежемесячно проводит анализ использования техники, расхода моторесурсов и ГСМ. По результатам анализа издается приказ соответствующего руководителя об итогах эксплуатации техники.
Путевые листы хранятся в финансовом органе учреждения в течение пяти лет и уничтожаются в установленном порядке. При этом путевые листы со штампом «ЗА ПЛАТУ» хранятся совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.
Запрещается выдавать новый путевой лист, если не сдан оформленный путевой лист за предыдущий выход машины из парка (гаража), а в случаях утраты путевого листа — до выявления причин, способствовавших его утрате.

Примечание. Неправильно заполненные бланки путевых листов прилагаются к их корешкам и хранятся вместе с использованными путевыми листами.

Дежурный по парку (диспетчер) при выходе и возвращении техники из парков (гаражей), с мест стоянок лично проверяет показания спидометра, делает записи в путевом листе о показании спидометра и в журнале выхода и возвращения машин, оформляемом по образцу, приведенному в Приложении 28 к Инструкции N 555, об исправности, опломбировании и показаниях спидометра. По возвращении техники в парк (гараж) он также проверяет соответствие количества километров, указанного в путевом листе, фактическому расстоянию, определяемому по схеме (таблице) основных маршрутов. В случае расхождения данных он докладывает заместителю руководителя учреждения, ответственному за МТО, для принятия необходимых мер (п. 320 Инструкции N 555).
Ключи от замков зажигания и путевая документация выдаются водителям сотрудниками, осуществляющими контроль за выходом техники из гаражей, с мест стоянок и ее возвращением из рейса, по карточке-заместителю на получение путевой документации и ключей от транспортных средств, оформленной по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении 29 к Инструкции N 555.

Экономия ГСМ

Учреждения должны расходовать ГСМ разумно и экономно. Как установлено п. 314 Инструкции N 555, экономия моторесурсов и ГСМ достигается:
— контролем за соблюдением годовой потребности в моторесурсах, ГСМ, разработкой и осуществлением мероприятий по их экономному использованию;
— созданием необходимых условий при использовании, хранении, обслуживании и ремонте техники;
— повышением уровня технического обслуживания и ремонта техники, внедрением инструментальной диагностики ее состояния, недопущением случаев использования неисправной и необслуженной техники;
— применением соответствующих сортов ГСМ;
— сокращением времени работы техники в парках (гаражах, местах стоянок), на остановках и стоянках в ходе дежурства, выполнения задач по предназначению, учений, при выполнении перевозок материально-технических средств и в других случаях;
— наведением установленного порядка в содержании и эксплуатации спидометрового оборудования, обеспечением в каждом учреждении систематического контроля за опломбированием, исправностью и правильностью показаний спидометров;
— принятием мер, исключающих возможность слива горючего из топливных баков техники;
— выбором наиболее рациональных маршрутов движения;
— повышением уровня практической выучки водителей и других специалистов в учреждениях по экономному расходованию ГСМ при техническом обслуживании и вождении техники;
— постоянным совершенствованием учебно-материальной базы, рациональным использованием учебной техники, тренажеров и других технических средств при обучении личного состава;
— закреплением за транспортными средствами транспортной и учебной группы в спасательных воинских формированиях МЧС сотрудников, проходящих службу по контракту в МЧС, или из числа лиц гражданского персонала МЧС, имеющих стаж работы не менее двух лет.

Организация контроля за расходованием ГСМ

В отношении использования техники соответствующими должностными лицами, внутренними проверочными комиссиями и ВАИ МЧС регулярно проводятся контрольные мероприятия (п. 315 Инструкции N 555).
Сроки, объем и порядок проверок законности и эффективности использования техники, экономии ГСМ при проверках (инспектировании) территориального органа, учреждения в каждом конкретном случае определяются соответствующими планами (п. 316 Инструкции N 555).
Как установлено п. 317 Инструкции N 555, основанием для расхода моторесурсов является утвержденный годовой план эксплуатации и ремонта техники территориального органа, учреждения, а также решения соответствующих должностных лиц на выделение техники с указанием источников покрытия моторесурсов и ГСМ в пределах их годовой потребности. Моторесурсы, израсходованные на обеспечение мероприятий, связанных с выполнением задач, стоящих перед МЧС, в расход моторесурсов учреждения не засчитываются. Моторесурсы, израсходованные на указанные мероприятия в каждом отдельном случае, списываются приказом соответствующего руководителя на основании акта списания моторесурсов, оформленного по рекомендуемому образцу согласно Приложению 27 к Инструкции N 555 и утверждаемого директором Департамента тыла и вооружения (для учреждений центрального подчинения), начальниками региональных центров, начальником Главного управления МЧС по г. Москве (для подчиненных учреждений).
Для проверки правильности составления, оформления, обработки и хранения путевых листов за истекший квартал (год), а также для уничтожения путевых листов и их корешков руководителем учреждения назначается внутренняя проверочная комиссия с участием в ней начальников финансовой службы (бухгалтерии), автомобильной службы (службы эксплуатации), службы ГСМ и других должностных лиц учреждения (п. 318 Инструкции N 555). В ходе проверки изучаются документы, в которых ведется учет хранения, движения и списания ГСМ, проверяются правильность их заполнения, соответствие содержащейся в этих документах информации, обращается внимание на списание ГСМ по установленным Минтрансом нормам, в том числе приведенным в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
По результатам проверки комиссия составляет акт, в котором:
— указывается, за какой период проверены путевые листы, прописываются их количество и номера;
— делается отметка о правильности начисления норм расхода, экономии, перерасхода ГСМ, работы, выполненной техникой, и о соответствии их данным по книге учета работы машин, расхода ГСМ;
— проставляются сведения о наличии подписей лиц, пользовавшихся техникой;
— прописывается, за какой период уничтожены путевые листы, указываются их количество и номера;
— устанавливается соответствие записей в формулярах (паспортах) техники о расходе моторесурсов итоговым данным в книге учета работы машин, расхода ГСМ.
На основании результатов проверки издается приказ руководителя учреждения.
Путевые листы, неправильно и не полностью оформленные, имеющие подчистки, отметки о происшествиях и незаконном использовании техники, не уничтожаются, а прилагаются к акту проверки и хранятся вместе с ним.

Другие публикации:  Отказаться от интернета заявление

Обратите внимание! В соответствии с нормами п. 319 Инструкции N 555 начальником автомобильной службы (службы эксплуатации) учреждения или лицом, назначенным руководителем учреждения, проверяется правильность ведения книги учета работы машин, расхода ГСМ не реже одного раза в неделю и ведется учет расхода моторесурсов в формулярах (паспортах) — не реже одного раза в месяц.

Поводом для написания статьи стал вопрос, поступивший в нашу редакцию, который касался необходимости составления путевых листов в учреждениях МЧС. Как следует из положений Инструкций N N 162н и 555, составление путевых листов обязательно для всех учреждений, в том числе учреждений, входящих в систему МЧС. На основании этого документа производится списание топлива со счетов бухгалтерского учета.

Перерасход ГСМ? За счет водителя!

  • Авдеева Инна | начальник юридического отдела ОАО «Автовокзалы Удмуртии»

П роблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства. Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог». В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 № 2-453/2012).

Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для компании материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.

Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Другие публикации:  Договор продажи товара с отсрочкой

Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.

В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Советского районного суда г. Омска от 02.06.2009 по иску С. к муниципальному унитарному предприятию города Омска (номер неизвестен); решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).

Перерасход – в расход

Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.

С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.

В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).

По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы компании покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.

Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдала ли сама компания обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.

Размер имеет значение

После того, как будут оценены все обстоятельства, повлекшие «пережог», и компания будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.

Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).

При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.

Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Альтернативные варианты

Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприятия обеспечивают возмещение затрат по «пережогу» иными способами.

Наличие перерасхода уменьшает премию

Чтобы применить этот способ, внутренними документами компании выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.

Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.

Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения, возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник, в свою очередь, оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.

Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива

Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например, при применении поощрений либо при поиске им новой работы.

Читайте так же:

  • Дорожный налог россия Отменили ли на самом деле в России транспортный налог? Транспортный налог никто не отменял. В конце прошлого года по поручению президента был принят закон о налоговой амнистии физлиц и предпринимателей. Согласно ст. 12 федерального закона № 436-ФЗ, задолженности по этому налогу, […]
  • Заявление на выдачу оригинала документа из материалов дела Ходатайство о возврате доказательств из дела Все представленные сторонами документы и иные доказательства хранятся в материалах дела и после вынесения решения, поэтому только ходатайство о возврате доказательств из дела позволит получить их обратно для дальнейшего использования. Ведь […]
  • Основные требования к рекламной продукции Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в редакции 21.07.2007 №193-ФЗ) Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых […]
  • Как красиво оформить свадебные бокалы Как украсить свадебные бокалы своими руками Среди мелких, но очень важных деталей праздника – убранство зала, в котором будет располагаться пара молодоженов, и, конечно, декор свадебных бокалов. Ведь бокалы жениха и невесты – это не только украшение свадебного стола, но и одна из самых […]
  • Налог на имущество на упрощенке Налог на имущество при УСН в 2018 году Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей, а также организации от уплаты некоторых налогов. Это касается и налога на имущество при УСН в 2018 году. Тем не менее, существуют некоторые важные исключения, о которых вы сможете узнать, […]
  • Патент в майкопе Оформление патента на работу Иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации в порядке, который не требует получения визы, может претендовать на получение патента на работу. Как оформить патент? Порядок оформления патента достаточно прост, но занимает […]