Закон беларуси о банкротстве

Закон беларуси о банкротстве

Прежде чем говорить о признаках, давайте определим, что же такое банкротство и его особенности в 2019 году.

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического лица, прекращением деятельности должника-ИП (п.2 ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 1 постановления Совмина N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» от 12.12.2011 происходит оценка платежеспособности с помощью критериев (коэффициентов), а именно:

  • (К1) Коэффициент текущей ликвидности-характеризует общую обеспеченность краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств предприятия (организации)
  • (К2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости данного предприятия.
  • (К3) Коэффициент обеспеченности обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.

Организация имеет устойчивый характер неплатежеспособности, в случае (требуется наличие одного из условий):

  • Значение К1 и К2 на конец отчетного периода, имеющие значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, которые предшествуют составлению последней бухгалтерской отчетности и значение К3 на дату составления этой отчетности более нормативного
  • Если К3 имеет значение более 1 при составлении последней бухгалтерской отчетности

Есть случаи, когда организация только приобретает характер устойчивой неплатежеспособности, т.е., состояние, над которым стоит задуматься: если так и будет продолжаться, то организация придет к устойчивой неплатежеспособности, а это, как и устойчивая неплатежеспособность, основание для подачи заявления о банкротстве.

Рассмотрим признаки неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер:

  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение равно или менее 1-на конец отчетного периода
  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, а К3 имеет значение равное или меньше нормативного-на конец отчетного периода, предшествующего составлению последней бухгалтерской отчетности.

Кто может подать заявление о банкротстве?

Есть перечень лиц, которые вправе подать заявление в экономический суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • сам должник
  • кредитор
  • прокурор
  • орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
  • налоговые органы
  • таможенные органы
  • органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты

Основания для подачи заявление о банкротстве должником и кредитором

Существуют основания, по которым должник вправе подать объявление (необязательно), а есть случаи, когда подача такого заявления является обязательной.

Итак, должник вправе подать заявления, когда:

  • неплатежеспособность приобретает устойчивый характер
  • неплатежеспособность имеет устойчивый характер

Должник обязан подать заявление о банкротстве, если:

  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов ведет к невозможности удовлетворения других кредиторов
  • уполномоченным органом предприятия принято решение о ликвидации лица
  • собственником имущества должника принято решение о подачи заявления в экономический суд
  • стало известно о недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов после утверждения ликвидационного баланса

Основания для подачи кредитором заявления в суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника являются в совокупности:

  • задолженность в размере 100 и более базовых величин, а если организация является градообразующей-2500 и более базовых величин
  • наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер
  • применение к должнику принудительного исполнения, которое не произведено в течение 3-х месяцев или выявление факта отсутствия средств и имущества для удовлетворения требования кредитора

Подача заявления о банкротстве в суд

Должник подает заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд. В течение 30 дней суд должен либо принять заявление, либо возвратить в связи с несоответствием поданных документов установленным требованиям. На практике, суды более лояльны к заявлениям и документам в делах о банкротстве нежели по другим категориям дел.

Государственная пошлина за подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) не взимается.

Далее, если подано заявление и необходимые документы, которые отвечают требованиям, то суд выносит определение о возбуждении производства по делу.

С момента вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается производство по делу, связанное со взысканием денежных средств (иного имущества).
  • происходит приостановление исполнения исполнительных документов, которые вступили в силу, до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу
  • невозможен выход из состава участников юридического лица

Процедуры (стадии) банкротства

При производстве дела об экономической несостоятельности выделяют следующие стадии:

  • Защитный период
  • Конкурсное производство
  • Мировое соглашение

Между тем, конкурсное производство включает в себя:

  • санация-восстановление платежеспособности предприятия
  • ликвидация (ликвидационное производство) -расчет с кредиторами и последующая ликвидация лица

Защитный период

Судом назначается временный управляющий из 3-х представленных кандидатур.

Защитный период вводится в целях:

  • завершения досудебного оздоровления предприятия
  • проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства
  • обеспечения сохранности имущества должника
  • проверки достаточности расчета с кредиторами и с работниками

Продолжительность такого периода не может превышать 3-х месяцев, однако по ходатайству должника или органа (лица), принявшего решение о проведении досудебного оздоровления, суд вправе продлить защитный период до 3-х лет для завершения такого оздоровления.

Временный управляющий анализирует и производит оценку финансового состояния предприятия. Заканчивается это предоставлением отчета в суд, исходя из которого принимается решение об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство

Временный управляющий становится антикризисным. Это может быть одно и тоже лицо, либо другое. Обычно временный и антикризисный управляющий-одно и тоже лицо.

Основание для открытия конкурсного производства- устойчивый характер неплатежеспособности и (или) отчет временного управляющего, который был предоставлен в защитном периоде.

Последствия открытия конкурсного производства:

  • все права переходят к антикризисному управляющему
  • срок всех обязательств считается наступившим
  • приостанавливается срок начисления процентов, неустойки, возникших до открытия конкурсного производства
  • на имущество должника нельзя обратить взыскание

Как говорилось ранее, конкурсное производство включает санацию и ликвидацию.

Максимальный срок конкурсного производства при проведении ликвидации-16 месяцев, а санации-22 месяца.

В этой процедуре антикризисный управляющий:

  • создает собрание (комитет) кредиторов
  • осуществляет меры по поиску средств для расчета по долгам
  • устанавливает размер требований
  • ведет реестр требований кредиторов
  • производит оспаривание сделок
  • и др.

На основе анализа деятельности предприятия антикризисный управляющий разрабатывает план санации или ликвидации, исходя из целесообразности. То есть управляющий сам принимает решение: ликвидировать предприятие или санировать. Данный вопрос поднимается на собрании кредиторов, которые должны простым большинством согласиться с управляющим или нет. Как правило, собрание кредиторов считается с мнением управляющего.

Экономический суд на основе отчета управляющего и решения собрания кредиторов принимает решение об открытие ликвидационного производства или об утверждении плана санации.

Эта процедура конкурсного производства применяется в целях восстановления платежеспособности и дальнейшей деятельности предприятия (организации). Экономический суд вводит эту процедуру на срок не более 18 месяцев.

Однако данный срок может быть продлен:

  • не более чем на 12 месяцев-на основании ходатайства управляющего и (или) собрания кредиторов
  • не более чем на 5 месяцев-по ходатайству государственного органа

Для восстановления платежеспособности управляющий принимает меры, направленные на:

  • исполнение обязательств за должника
  • погашение дебиторской задолженности
  • продажу части имущества
  • предоставление финансовой помощи
  • отсрочку уплаты налогов

Управляющий 1 раз в месяц обязуется предоставлять отчет о своей деятельности экономическому суду и собранию кредиторов.

Экономический суд на основании отчета управляющего о санации выносит определение:

  • об утверждении отчета управляющего
  • об отказе в утверждении отчета и последующим продлением срока санации
  • об утверждении мирового соглашения
Другие публикации:  Образец заполнения заявления о закрытии лицевого счета

Ликвидация предприятия (ликвидационное производство)

Суд принимает решение о начале ликвидационного производства, в случае, невозможности и (или) нецелесообразности санации.

Срок такой процедуры составляет 1 год, при этом суд может его продлить на 6 месяцев.

С момента введения ликвидационного производства кредиторы предъявляют свои требования в течение 2-х месяцев. Требования предъявляются управляющему, который рассматривает их и решает: включить данные требования или же отказать.

  • требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью
  • выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по гражданско-правовым договорам
  • уплата налогов, сборов
  • удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом
  • расчет с другими кредиторами

Вне очереди происходит возмещение судебных расходов и расходов на опубликование сведений

Происходит расчет с долгами, после чего антикризисный управляющий составляет отчет по итогам ликвидационного производства и предоставляет его в экономический суд.

Если суд не найдет оснований для признания итогов отчета управляющим недействительными, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

В течение 15 дней управляющий представляет в суд документы, подтверждающие ликвидацию предприятия:

  • отчет о завершении ликвидации
  • штамп организации
  • сведения о закрытии расчетного счета
  • и другие необходимые документы

Далее, вносится запись об исключении данного предприятия из Единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С этого момента полномочия управляющего прекращаются.

Мировое соглашение

Может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении со стороны должника принимается управляющим. Данное соглашение подлежит утверждению в экономическом суде.

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

  • отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств
  • уступки требования
  • исполнения обязательств должника третьими лицами
  • перевода долга
  • обмена на акции

Управляющий в течение 5 дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать заявление об утверждении такого соглашения.

К заявлению прилагается:

  • текст мирового соглашения
  • протокол собрания кредиторов, которые приняли решение о заключении соглашения
  • список всех конкурсных кредиторов включая сумму задолженности
  • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1 и 2 очереди
  • письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании о заключении мирового соглашения

Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве

25 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси планируется повысить роль управляющего в деле о банкротстве. Это предусмотрено законопроектом «О несостоятельности или банкротстве», который находится сейчас в процессе доработки, сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Верховного суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Кобец.

«При разработке законопроекта мы пересматриваем полномочия управляющего в делах об экономической несостоятельности и банкротстве. Меняем роль суда при рассмотрении дел этой категории. При этом исходим из логики, что только юридическими инструментами и методами экономические вопросы и проблемы не решаются. Поэтому в новом законопроекте стремимся реализовать на практике эффективную модель рассмотрения дел об экономической несостоятельности и банкротстве, которая связана в том числе с повышением роли управляющего с одновременным усилением его ответственности», — сказал Юрий Кобец.

Речь идет прежде всего о возможности самостоятельно принимать управленческие решения. Сейчас управляющий очень сильно связан необходимостью согласовывать многие свои действия, прежде всего с судом. «Но судья не экономист, он юрист. Чтобы оценить экономическую составляющую, экономический эффект тех или иных решений управляющего, он вынужден прибегать к мнению специалистов, затребовать заключения, привлекать к участию в процессе специалистов. Это затягивает время рассмотрения дела, процедуру принятия решения», — отметил зампредседателя ВС. С учетом того, что почти каждое принимаемое управляющим по согласованию с судом решение может быть обжаловано, процесс может еще больше затянуться.

Наряду с расширением полномочий управляющего планируется закрепить гарантию защиты прав кредиторов и сохранить процедуру обжалования действий управляющего. При обжаловании суды будут проверять прежде всего правомерность полномочий управляющего на принятие тех или иных решений и соответствие этих решений установленным процедурам. Предполагается изменить подходы к порядку назначения управляющих — путем случайной выборки его кандидатуры из базы. Эта мера призвана исключить коррупционную составляющую при назначении управляющих по конкретным делам о несостоятельности или банкротстве.

Действующий закон об экономической несостоятельности (банкротстве) больше ориентирован на защиту прав должника, нежели кредитора. По мнению Верховного суда, это не совсем правильно. Поэтому в сформулированных ВС предложениях к законопроекту акцент делается на увеличении роли совета кредиторов. «Прежде всего кредиторы (при активном участии управляющего как центральной фигуры дела об экономической несостоятельности или банкротстве) должны принимать основные решения о судьбе предприятия, поскольку они заинтересованы в возврате своих денег. При этом упорядочиваются функции процессуального контроля со стороны суда за этой процедурой. Судья, в чьем производстве находится дело, обязан гарантировать законность и прозрачность процедуры», — добавил зампредседателя ВС.

В целом нормы проекта направлены на стимулирование к добровольному и своевременному объявлению субъектами хозяйствования своей экономической несостоятельности, чтобы сохранить возможность ведения бизнеса и восстановления платежеспобности путем финансового оздоровления, упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.

Сейчас законопроект находится на доработке в Министерстве экономики с учетом мнения заинтересованных. Концептуальная переработка потребовалась в связи с тем, что отдельные подходы, заложенные проектом два года назад, сегодня утратили актуальность. В последнее время в стране произошли реформы, направленные на минимизацию вмешательств государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя, упрощение условий ведения предпринимательской деятельности и исключение излишних требований, предъявляемых к бизнесу, принятие декрета №7. Осенью законопроект планируется внести в Палату представителей.-0-

Новый закон о банкротстве будет отвечать всем передовым мировым практикам – Ирина Костевич

Новый закон о банкротстве будет отвечать всем передовым мировым практикам, сообщила сегодня журналистам заместитель Министра экономики Ирина Костевич на XVIII Ассамблее деловых кругов в Минске.

«На рассмотрение депутатов внесен проект Закона «О несостоятельности и банкротстве». Он направлен на создание условий для реструктуризации и оздоровления предприятий либо управляемой ликвидации проблемных предприятий, повышения гарантий возврата инвестиций. Сейчас документ готовится к первому чтению, и мы надеемся, что по результатам двух чтений страна получит закон о банкротстве, который будет отвечать всем передовым мировым практикам», – подчеркнула замминистра.

Ирина Костевич отметила, что в Беларуси выработаны новые инструменты и механизмы реализации экономической политики на пятилетку. «В первую очередь речь идет о повышении эффективности управления экономикой – оптимизации численности и функций государственного аппарата, создании «компактного» правительства, совершенствовании отношений собственности», – пояснила она.

Вторым направлением станет раскрепощение деловой инициативы, совершенствование контрольной деятельности и создание реальных условий по улучшению ведения бизнеса. Третье направление – снижение ставок по кредитам банков в увязке со снижением инфляции в экономике к концу 2020 года до 5 %. «Это окажет стимулирующее влияние не только на инвестиционную активность, но и на финансовое состояние организаций. Ставка рефинансирования к 2020 году составит 7–9 % годовых, ставка по новым кредитам банков в национальной валюте составит 9–11 % годовых», – рассказала замминистра.

Четвертым направлением Ирина Костевич назвала создание полноценного финансового рынка с новыми возможностями для финансирования – корпоративные облигации, проектное кредитование, размещение акций на международных фондовых биржах при помощи иностранных депозитарных расписок.

Другие публикации:  Экспертиза электронных книг

Центральное мероприятие II Недели белорусского предпринимательства – XVIII Ассамблея деловых кругов «От взаимопонимания к взаимодействию» – проходит 1 марта в Минске. Участникам ассамблеи представлен проект Национальной платформы бизнеса – 2017. После обсуждения окончательный текст, подготовленный с учетом предложений участников мероприятия, будет отправлен Главе государства, руководству Совета Министров и Администрации Президента, должностным лицам всех министерства и ведомств. На мероприятии обсуждаются приоритетные направления совершенствования делового климата Беларуси, улучшение позиции страны в международных рейтингах, основные вызовы для экономики и предпринимательства в 2017 году, повышение эффективности диалога бизнеса и власти, динамику цифровой трансформации экономики и другие актуальные вопросы.

Нормативные правовые акты об экономической несостоятельности (банкротстве)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(по состоянию на 14.11.2018)


Кодексы и законы Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/745)

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 23.11.2017) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.07.2018) (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»)

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 N 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (вместе с «Положением о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций», «Положением об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями»)

Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 N 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее
списания» (ред. от 02.10.2017) (вместе с «Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания»)

Постановления Совета Министров Республики Беларусь

Закон о банкротстве

Закон Республики Беларусь № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 года – это основной нормативный акт, регулирующий отношения связанные с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов.

Само появление института банкротства стало новостью для экономики Беларуси, в которой еще сильна инерция советской государственной системы. Поскольку банкротство возможно только для собственника, организации принадлежащие государству могли стать банкротами лишь вместе с этим государством. Однако новые, рыночные условия потребовали механизма ликвидации безнадежно убыточных предприятий и передачи их собственности кредиторам.

Сейчас перспектива банкротства есть у всех предприятий, которые, хотя бы формально, могут считаться частными. Яркий пример этого – ОАО, имеющие основным собственником акций государство.

Про Закон о банкротстве можно сказать, что все его статьи годятся для прямого практического применения. И результатом их применения часто оказывается вынужденный переход собственности от одного владельца к другому. Особую «напряженность» добавляет то обстоятельство, что эта собственность является последней для одной стороны (банкрота), а другая сторона (кредитор) – видит в ней последний шанс на возврат своих средств.

Из этого следует логический вывод:

Собственникам и руководителям коммерческих организаций необходимо изучать все разделы Закона о банкротстве и даже те его статьи, которые описывают другие типы предприятий, если с ними возможны имущественные отношения, т.к. Закон регулирует действия не только банкрота, но также кредитора и других заинтересованных лиц.

Рассмотреть здесь, хотя бы поверхностно, все содержание Закона невозможно, в этом документе 242 статьи и все они имеют значение при определенных обстоятельствах.

Потому обратим сейчас внимание только основные понятия «Закона об экономической несостоятельности (банкротстве)». Они перечислены в 1 статье Закона и получают подробное разъяснение далее по тексту документа.

Основные термины и отношения

Для понимания Закона о банкротстве следует обязательно уяснить суть некоторых, постоянно применяемых в этом документе терминов:

  • Банкротство – состояние устойчивой неплатежеспособности организации или индивидуального предпринимателя, при отсутствии возможности исправить такое положение собственными силами. Факт банкротства устанавливается решением суда.
  • Неплатежеспособность – невозможность удовлетворить требования кредиторов.
  • Досудебное оздоровление – мероприятия направленные на восстановление платежеспособности. Инициаторами оздоровления могут быть руководители и собственники потенциального банкрота или другие лица, по инициативе государства или кредиторов.
  • Защитный период – один из этапов процедуры банкротства после принятия экономическим судом заявления об экономической несостоятельности и до окончания досудебного оздоровления.
  • Конкурсное производство – сумма мероприятий направленных на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном законодательством.
  • Санация – составляющая конкурсного производства направленная на восстановление такого экономического положения предприятия, которое позволит возобновить погашение задолженностей, т.е. – стабилизация работы и восстановление платежеспособности. Санация проводится на основании судебного решения привлекаемым со стороны антикризисным управляющим.
  • Ликвидационное производство – процесс изъятия имущества несостоятельного должника для выплаты кредиторам, после которого организация банкрот прекращает свою деятельность.
  • Мировое соглашение – в делах о банкротстве это договоренность между должником, кредиторами и другими заинтересованными лицами. В рамках такого соглашения требования к должнику облегчаются, чтобы потенциальный банкрот смог восстановить свое экономическое положение и, в перспективе, произвел расчет по задолженностям. Одной из экономических причин мирового соглашения обычно бывает понимание того, что полная ликвидация должника принесет меньше выгоды, чем отсрочка и реструктуризация платежей.
  • Обязательства: платежные и денежные – необходимость произвести определенные действия по передаче денежных средств в рамках коммерческих сделок, трудовых отношений, сбора налогов.
  • Обязательные платежи – платежи в бюджет: налоги и штрафы. Определение особенно важное в процессе погашения обязательств.
  • Крупная сделка – операция, связанная с переходом прав на имущество предприятия стоимостью более 20% от общей цены его активов. В отдельных случаях, если оценка собственности не проводилась, крупной признается сделка на сумму в 100 базовых величин и выше.
  • Реструктуризация – изменения в деятельности предприятия для его экономического оздоровления. Этим термином также обозначают изменения в требованиях кредиторов, чтобы сделать их исполнение посильным для должника.
  • Значимая часть предприятия как имущественного комплекса – это часть собственности хозяйствующего субъекта, лишение которой сделает невозможной его работу или существенно затруднит ее.

Участники процесса банкротства

Названия основных участников процедуры банкротства и связанных с этим процессов также относятся числу основных терминов Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Без четкого понимания их признаков и различий нельзя разобраться в возникающих между ними отношениях.

  • Банкрот – лицо, юридическое или физическое, в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
  • Должник – в тексте Закона так обозначается организация (или предприниматель) не способная в срок рассчитаться по долгам.
  • Кредитор – физическое лицо, юридическое лицо, или государственный орган, перед которым существует непогашенная задолженность.
  • Руководитель должника (банкрота) – конкретный человек или коллегиальный орган руководящий (или руководивший) предприятием должником (банкротом).
  • Главный бухгалтер должника (банкрота) – лицо, исполняющее (или исполнявшее в прошлом) такие обязанности для должника.
  • Заинтересованные лица – широкий круг физических и юридических лиц, интересы которых затрагивает или может затронуть процедура банкротства и связанные с ней процессы.
  • Отсутствующий должник – так определяют юридическое лицо, не осуществляющее деятельность, найти руководство которого не представляется возможным, либо предприниматель, место нахождения которого на момент привлечения к ответственности не известно.
  • Работники должника – лица, находившиеся в трудовых отношениях с несостоятельным должником, перед которыми имеется непогашенная задолженность по заработной плате.
  • Представитель работников должника – тот, кто уполномочен представлять интересы работников в процессе банкротства.
  • Антикризисный управляющий – лицо, назначенное судом для временного руководства делами несостоятельного должника. Распоряжается имуществам банкрота для оптимального удовлетворения требований кредиторов. Участвует в процедуре банкротства и сопутствующих этому мероприятиях.
  • Конкурсные кредиторы – все кредиторы несостоятельного должника, кроме физических лиц в отношении вреда причиненного их жизни и здоровью, а также учредителей предприятия-банкрота. Конкурсные кредиторы лично или через представителей участвуют в конкурсном производстве для удовлетворения своих требований.
Другие публикации:  Договор краткосрочного найма жилья

Статьи обязательные к изучению

В Законе о банкротстве трудно найти статьи, не имеющие практического значения. Но некоторые из них требуют особенного внимания. Читать их следует заранее, до того как угроза банкротства станет реальностью, и даже до начала коммерческой деятельности, ее регистрации и поступления на руководящую должность.

Это все статьи касающиеся ответственности и обязанностей банкрота и его должностных лиц, а также порядок действий при угрозе и наступлении банкротства. Перечислим некоторые из этих статей:

Статья 5 – сообщает об ответственности за нарушения законодательства о банкротстве. Конкретной информации не содержит, но имеет отсылку к «законодательным актам». Из этого следует необходимость изучать Гражданский, Административный, Налоговый и Уголовный кодексы, а также другие законы и нормативные акты, т.к. нарушение множества правил и установлений может быть признано факторами повлекшими состояние неплатежеспособности. В таких случаях обязанность погашать неисполненные банкротом обязательства часто ложится на его настоящих и бывших руководителей, бухгалтеров и прочих лиц в рамках субсидиарной ответственности.

11 статья Закона посвящена именно этому виду ответственности и условиям ее наступления.

Также обязательной для предварительного изучения является 9 статья Закона о банкротстве. В ней приводятся основания для подачи заявления о банкротстве.

Основные обязанности должника перечислены в 88 статье Закона.

В статье 100 речь идет о распоряжении имуществом должника.

Также банкроту, его учредителям, собственникам, руководителям, бухгалтерам и всем заинтересованным лицам полезно будет изучить и прочие статьи Закона. Не стоит обходить вниманием разделы посвященные возможностям кредиторов, управляющих и других лиц, чтобы избежать ущемления немногих остающихся у банкрота имущественных прав.

Не все касающиеся должника разделы имеют целью его «наказание». Так в 18 статье рассматривается помощь должнику, в 20 досудебное оздоровление, 126 статья предоставляет разного рода поддержку для восстановления платежеспособности.

Права кредиторов рассматриваются в статьях 29 – 33, 40 и др.

Права и обязанности антикризисных управляющих приводятся в статьях 41 и 42.

Содержание Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не исчерпывается перечисленным выше, также как возникающие в процессе банкротства отношения регулируются не только этим законодательным актом.

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

При создании Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» использовался опыт ведущих государств с рыночной экономикой, а также модельное законодательство, разработанное в середине 90-х годов для стран СНГ.

Становление института банкротства в современной Беларуси началось с принятием еще до распада Советского Союза Закона БССР «Об экономической несостоятельности и банкротстве» 30.05.1991 года № 826-X1I — первого такого закона в республиках СССР, который носил скорее декларативный и концептуальный характер, не содержал детально регламентированных процедур банкротства и состоял из 46 статей. Ставилась задача создания системы урегулирования имущественных отношений между субъектами предпринимательской деятельности при экономической несостоятельности или банкротстве любого из них с целью максимально возможного удовлетворения взаимных претензий всех заинтересованных сторон. Данный закон имел три редакции и утратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» № 423-3 18.07.2000.

В настоящее время действует пятая редакция данного закона, первая редакция была принята 18.07.2000 г., вторая- 04.01.2003 г., третья — 29.06.2006 г., четвертая — 11.07.2007 г., пятая — 08.07.2008 г.

Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) состоит из 13 разделов, содержащих 261 статью. В основу данного закона положены, в частности, следующие принципы:

— наличие судебной и внесудебной процедуры признания должника банкротом;

— приоритет санации (оздоровления) и мирового соглашения между конкурсными кредиторами и должником перед ликвидацией;

— наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве;

— система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника;

— государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника;

— четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей;

— подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса;

— широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм.

В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса:

— об экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя;

— о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания в соответствии с законодательством;

— о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами);

— об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица;

— об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица и другие.

Закон о банкротстве стал активно применяться на практике. Заявления о банкротстве подают не только кредиторы, но и сами должники, а также соответствующие государственные органы, особенно инспекции Министерства по налогам и сборам.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Читайте так же:

  • Многодетная семья транспортный налог московская область Транспортный налог в Московской области в 2019-2018 г. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Московской области на 2019-2018 г. определены Законом Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2019 г.). Он […]
  • Федеральный закон о рекламе 38 2019 Федеральный закон о рекламе 38 2019 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о рекламе № […]
  • Судебная психиатрическая экспертиза учебник Электронный учебник «Судебная психиатрия» для бакалавров педагогические науки Коридзе Михаил Тенгизович , кандидат наук, доцент, доцент Российский новый университет Похожие материалы В последние годы ряд авторов уделяют вниманием проблемам подготовки юристов в высших учебных […]
  • Налоговая отчетность за 2019 для ип Отчетность ИП на ЕНВД Какую отчетность сдают ИП на ЕНВД? Как часто необходимо отчитываться индивидуальным предпринимателям на спецрежиме? Мы постарались ответить на эти и другие вопросы. Что сдаем в ФНС Сдача отчетности в ФНС для ИП на ЕНВД — это в первую очередь сдача самой декларации […]
  • Дети войны ульяновск льготы Меры социальной поддержки и льготы в Ульяновске и Ульяновской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Ульяновске и Ульяновской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере социальной защиты […]
  • Служебная записка делопроизводство Служебная записка Служебная записка – информационно-справочный документ ("внутренняя переписка"), используемый для обмена информацией между структурными подразделениями организации и работниками. 1 Служебная записка адресуется конкретному должностному лицу. Текст служебной записки […]